Стратегия инновационного развития Республики Узбекистан на 2019-2021 годы

Стратегия инновационного развития Республики Узбекистан
на 2019-2021 годы

Современные тенденции развития мировой экономики свидетельствуют о всевозрастающем воздействии инноваций на темпы экономического роста. Особенность текущей конъюнктуры мировых товарных рынков – продукция интеллектуальной деятельности имеет более высокую добавленную стоимость по сравнению с традиционными продуктами. В связи с этим нужно создание благоприятных условий для повышения восприимчивости экономики и общества к инновациям, формирования среды для скорейшей материализации новшеств. Одновременно с этим возникает необходимость реагирования на глобальные вызовы и тенденции развития мировой экономики.

Цели и задачи Стратегии инновационного развития Республики Узбекистан на 2019-2021 годы

Стратегия инновационного развития Республики Узбекистан на 2019-2021 годы разработана в соответствии с Программой мер, определенных в Государственной программе по реализации "Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах" в «Год поддержки активного предпринимательства, инновационных идей и технологий».

Учитывая значимость человеческого потенциала в условиях глобальной инновационной конкуренции, главной целью Стратегии было определено развитие человеческого капитала, как основы инновационного развития, основного фактора, определяющего уровень международной конкурентоспособности страны. Также основной задачей Стратегии для достижения главной цели является вхождение Республики Узбекистан к 2030 году в состав 50 передовых стран мира по рейтингу Глобального инновационного индекса.

Для оценки уровня инновационного развития страны и ее глобального рейтинга существуют различные методы оценки. Одним из наиболее распространенных оценочных инструментов является Глобальный индекс инноваций (ГИИ), который на основе использования более восьмидесяти показателей проводит ежегодную оценку стран мира по степени инновационного развития.

Согласно оценке, проведенной в 2015 г., Узбекистан находился на 122 месте среди более 140 стран, принявших участие в данном исследовании. Следует отметить, что на протяжении почти десяти лет неизменным лидером по уровню инновационного развития является Швейцария, в то время как Россия занимала 48-е, Беларусь – 53-е и Казахстан 82-е место в рейтинге стран по индексу ГИИ.

Последние годы Узбекистан не был включен в список ГИИ из-за отсутствия множества необходимых статистических данных.

Анализ текущих позиций Узбекистана в Глобальном индексе инноваций свидетельствует о том, что по уровню институционального развития, качеству человеческого капитала, уровню научных исследований, степени благоприятности бизнес-среды и восприимчивости к инновациям Узбекистан отстает от множества стран, что предопределяет необходимость формирования комплексного и системного подхода к формированию и реализации стратегии инновационного развития.

Методология Глобального Индекса Инноваций

Глобальный индекс инноваций публикуется Корнельским Университетом, INSEAD и Всемирной Организацией Интеллектуальной Собственности.

ГИИ оценивает возможности и результаты инноваций мировой экономики.

ГИИ – это  взвешенная сумма оценок двух групп показателей:

Innovation Input – располагаемые ресурсы и условия для проведения инноваций,

Innovation Output – достигнутые практические результаты осуществления инноваций.

Структура Глобального Индекса Инноваций

Основные направления Стратегии инновационного развития Республики Узбекистан на 2019-2021 годы:

Развитие науки, изобретательности и трансфера технологий. В этом направлении предусмотрены такие мероприятия, как:

  • развитие приоритетных направлений по тенденциям развития мировой науки и технологий;
  • увеличение количества молодых научных деятелей и снижение среднего возраста научного сообщества;
  • создание центров коллективного пользования уникальным научно-техническим оборудованием;
  • создание национальных и региональных офисов трансфера технологий.

Совершенствование системы финансирования инновационной деятельности:

  • увеличение расходов государственного бюджета на проведение НИОКР;
  • создание и развитие венчурного финансирования;
  • развитие рыночных институтов коммерциализации инновационных продуктов и услуг;
  • стимулирование участия частного сектора в определении и финансировании приоритетов научно-технологического развития;
  • обеспечение прозрачности получения и целевого использования грантов на инновационные проекты и ноу-хау.

Развитие инфраструктуры и информационно-коммуникационных технологий:

  • снижение зависимости энергетической отрасли от природного газа за счет диверсификации альтернативных источников;
  • создание условий и механизмов для поддержки и стимулирования производителей энергии из возобновляемых источников;
  • либерализация доступа прямого подключения к международным сетям телекоммуникаций;
  • стимулирование населения к использованию ИКТ;
  • развитие транспортной логистики (Концепция развития транспортной логистики).

Совершенствование системы образования и развитие человеческого капитала:

  • полный охват дошкольным образованием (государственные и негосударственные дошкольные учреждения);
  • участие в международных исследованиях по оценке уровня знаний учащихся (PISA, TIMSS);
  • участие в международном исследовании системы преподавания и обучения (ТALIS);
  • совершенствование системы непрерывного внешкольного образования;
  • расширение доступа и охвата населения высшим образованием;
  • кардинальное улучшение качества обучения и совершенствование учебно-воспитательного процесса в области программ обучения, внедрения современных педагогических и smart-технологий.

Развитие конкуренции и сокращение административных барьеров:

  • развитие государственно-частного партнерства;
  • определение порядка проведения конкурсной приватизации государственных предприятий (за исключением стратегических государственных предприятий);
  • коренная реформа антимонопольной политики и развитие конкурентной среды;
  • внедрение современных методов корпоративного управления в акционерных обществах с участием государства;
  • упрощение правил банкротства и ликвидации предприятий (внесение изменений в Закон «О банкротстве»).
  • ратификация основных международных договоров в сфере защиты прав на интеллектуальную собственность и их гармонизация с национальным законодательством.

Что в итоге

До 2030 года определены мероприятия и целевые приоритеты по отраслям, результат которых будут оцениваться по 81 показателю.  Показатели распределены между 25 ведомствами, отражают  вклад соответствующих отраслей в инновационное развитие и будут оцениваться 2 раза в год комиссией по инновационному развитию. Владельцем оценочной системы является Министерство инновационного развития. Предусмотрено, что министерство имеет право внесения изменений в оценочную систему, и составляет отчет по результатам стратегии для высшего руководства страны.

АвторAzimjon Nazarov

Комментарии

Hamkorlar