Государственно-частное партнерство (ГЧП) — это инструмент, который помогает правительствам использовать опыт и эффективность частного сектора, а также привлекать капитал и стимулировать развитие. В рамках ГЧП правительства сотрудничают с частным сектором в решении вопросов по предоставлению государственных услуг в соответствии со строгими критериями. Правительство устанавливает цели проекта, а частный сектор берет на себя ответственность за их достижение. Оплата по факту поставки и распределение рисков помогают частному партнеру сосредоточиться на предоставлении качественных государственных услуг, способствующих достижению национальных целей в области развития. ГЧП также помогает распределить риски между государственным и частным секторами там, где ими можно наилучшим образом управлять, и обеспечить разумное распределение ресурсов для удовлетворения наиболее насущных потребностей в области развития.

IFC имеет многолетний опыт финансирования, структурирования и ведения сложных энергетических сделок на развивающихся рынках, финансируя на сегодняшний день производство более 50 гигаватт энергии. Предполагаемая стоимость модернизации ветхой электроэнергетической инфраструктуры Узбекистана приближается к 3 миллиардам долларов, но стране все равно потребуется привлечение дополнительных 14,4 миллиарда долларов для разработки новых источников энергии и удовлетворения своих энергетических потребностей. Использование солнечной энергии вместе с накопителями — это одно из возможных решений, которое IFC помогает воплотить в реальность.

Первые в Узбекистане государственно-частные партнерства (ГЧП) направлены на снижение нагрузки на государственный бюджет и увеличение выработки электроэнергии в стране. Одним из них стало первое в центральноазиатском регионе конкурентное энергетическое ГЧП в рамках Scaling Solar Program. Победившая ставка компании Masdar Clean Energy из Объединенных Арабских Эмиратов в размере 2,67 цента США за киловатт в час является одним из самых низких тарифов на развивающихся рынках.

Этот успех привел ко второму тендеру, при поддержке Консультативной группы IFC по ГЧП, на дополнительные 400 МВт (Solar II), за которым последовал еще один раунд 500 МВт солнечной энергии. Узбекистан намерен развивать 5 ГВт солнечной энергии к 2030 году. Правительство также надеется внедрить новые технологии, такие как кратковременное аккумуляторное накопление энергии (short-duration-battery energy storage (BES)), для дальнейшего расширения охвата чистой энергией.

Бернард Атлан, главный инвестиционный директор IFC, делится своими взглядами на BES.

Вопрос: Аккумуляторная батарея — это довольно новая тенденция. Как он будет включен в проект?

Бернард Атлан: Новые электростанции станут первыми в своем роде в Узбекистане, поскольку они будут сочетать солнечные фотоэлектрические батареи с аккумуляторными системами хранения энергии. В начале марта мы провели семинар в Ташкенте, чтобы представить актуальность, преимущества и потенциальное использование кратковременных батарей, которые будут работать в паре с фотоэлектрическим парком Solar III, а также варианты структурирования ГЧП.

Хотя совместное использование солнечных фотоэлектрических батарей с короткозамкнутыми аккумуляторами энергии (BES) все более быстрыми темпами практикуется на развитых рынках, таких как США и Австралия, это будет первый раз, когда эта технология будет применена в Узбекистане. Использование BES началось главным образом для регулирования частоты и напряжения и все больше становится важным компонентом комплекса решений для решения проблемы прерывистости возобновляемых источников энергии. Амбициозные планы Узбекистана по внедрению 5 ГВт солнечных фотоэлектрических батарей и 3 ГВт ветроэнергетических установок в свою энергетическую систему требуют внедрения BES в качестве составной части комплекса для решения этих задач.

Вопрос: Какие вызовы вы предвидите в данном проекте?

Бернард Атлан: Внедрение BES в Узбекистане создает проблему с точки зрения ожидаемых результирующих затрат и, следовательно, оказывает влияние на среднюю стоимость производства электроэнергии. Другая проблема заключается в том, что BES — это быстро развивающийся технологический продукт, который поддерживается широким спектром непроверенных технологий. Мы будем продолжать использовать наши внешние и внутренние ресурсы в рамках Группы всемирного банка (ГВБ) для адекватного размера мощностей BES и минимальных «стандартов услуг», используя опыт частного сектора для обеспечения оптимальных технически и финансово устойчивых, доступных решений, а затем проектировать, финансировать и эксплуатировать BES в сочетании с парком фотоэлектрических систем.

Вопрос: Сохранится ли в энергетическом секторе Узбекистана высокий интерес инвесторов, несмотря на COVID-19?

Бернард Атлан: На данный момент мы не ожидаем серьезных сбоев в бизнесе и реализации проектов Solar II и III—за исключением последствий сбоев в цепочке поставок, которые создают потенциальные задержки в производстве оборудования (производство солнечных панелей страдает от значительных задержек). Нет никаких признаков того, что уровень интереса, проявленного инвесторами, существенно изменился в результате кризиса COVID-19.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *