Уже более полувека прошло со времени знаменитого зефирного эксперимента в Стэндфордском университете, в ходе которого ученые испытывали выдержку детей при помощи зефира. Как показали наблюдения последующих десятилетий, дети, которые оказались способны отказаться от пастилы сразу же в пользу больших порции потом, оказались успешнее во всех сферах своей жизни.

Вывод был предельно ясным: отложенное вознаграждение – важнейший фактор успеха. После этого по всему США даже стали пользоваться популярностью футболки с надписью «не ешь зефир».

Стэнфордский зефирный эксперимент — серия исследований отсроченного удовольствия, проведенная в конце 1960-х и начале 1970-х годов под руководством психолога Walter Mischel, ставшего позднее профессором Стэнфордского университета. Целью первоначального исследования было понять, когда у детей развивается способность отложить удовлетворение, то есть умение ждать, чтобы получить то, что хочется. Оригинальный эксперимент состоялся в детском саду Bing Nursery School, который расположен в Стэнфордском университете, на детях в возрасте от четырех до шести лет. Детей проводили в комнату без отвлекающих факторов, в которой угощение было поставлено на стол. Исследователи разрешали детям съесть лакомство немедленно, но им обещали удвоить вознаграждение при условии, если они смогут ждать пятнадцать минут, не поддавшись на искушение. Экспериментатор покидал комнату, чтобы вернуться через 15 минут. Некоторые дети прикрывали глаза руками или поворачивались так, чтоб не видеть угощение, другие колотили по столу или теребили волосы, или играли с зефиром, а другие просто съедали зефир сразу, как только исследователи уходили.

 

Тех, кто смог ждать достаточно, чтобы получить двойное угощение, оказалась примерно треть. В последующих исследованиях ученые обнаружили, что у детей, которые были в состоянии дождаться увеличенной награды, как правило, жизнь складывалась более благополучно. Такие выводы были сделаны по их результатам экзаменов, уровню образования, индексу массы тела, и другим показателям качества жизни.

Однако новые данные сразу нескольких исследований указывают на то, что кое-что было упущено.

В 2018 году Tyler Watts и другие опровергли эксперимент. Изначальный эксперимент был проведен на нескольких десятках детей сотрудников университета, Watts провел его на 900 детях с разделением по расе и доходу. К 20 годам влияние «силы воли» оказалось близким к статистической погрешности, при этом обнаружилась общая причина – достаток в семье, влиявший и на «силу воли», и на успешность. Дело в том, что для детей из бедных семей «потом» могло никогда не наступить, то есть у них были причины считать, что и первая зефирка может исчезнуть, а вторая еще долго не появится. К тому же люди из семей с малым достатком привыкли баловать себя приятными мелочами, чтобы отвлечься от проблем.

А для детей из обеспеченных семей эта зефирка – незначительная награда, ведь дома их ждет еще больше плюс другие сладости, которые им могут купить.

В еще одной серии исследований, опубликованных в Personality and Social Psychology Bulletin, ученые Kaitlin Wooley и Ayelet Fishbach из Чикагского университета обнаружили, что немедленные вознаграждения – такие, например, как наслаждение вкусом еды – сильнее влияют на поведение людей, чем ожидаемые. Они сильнее мотивируют к тому, чтобы двигаться к своим целям: больше заниматься спортом, уделять время учебе, питаться более здорово, поддерживать новые привычки.

Долгосрочные цели, такие, как попадание на доску почета, получение повышения или способность влезть в старые джинсы, сами по себе не мотивируют их добиваться.

Чикагские студенты выяснили, что те, кто преуспевали, занимаясь чем-то новым, не просто лучше справлялись с откладыванием вознаграждения. Им лучше удавалось находить другие способы вознаградить себя до того, как они достигали основной цели.

Например, вместо того, чтобы через силу заставлять себя больше бегать, люди, задавшиеся такой целью, скорее найдут себе партнера по бегу, с которым им бы хотелось бегать каждый день, или еще как-нибудь сделают этот процесс более приятным.

Самые старательные студенты – не те, что постоянно приносят удовольствия в жертву, думая о том, как однажды станут успешными, а те, кто сосредотачивается на приятных ощущениях, которые они получают от приобретения новых знаний или от чувства гордости за каждую открытую вместо пива книгу.

Это также объясняет открытый Theresa Amabile и Steven Kramer «принцип прогресса», который они считают самым важным фактором для погружения в работу. Когда мы на работе бросаемся в сложный проект, это происходит не столько из-за ожидаемых похвал начальства или прибавки к зарплате. Более всего людей привлекает ощущение вызова, того, что они достигают выщестоящей планки в работе над важным проектом.

Устанавливая и достигая мелких целей каждые пару дней, мы получаем постоянный поток мгновенного вознаграждения, который нужен нам для продолжения движения к далекой цели.

Получается, что наука подтверждает популярное клише: важнее не представлять себе конечную цель, а наслаждаться путешествием к ней.

Дети из Стэнфордского зефирного эксперимента, прошедшие тест на зефир, были теми, кто отвлекал себя от соблазнительного сладкого, находившегося перед ними.

Как же они это делали? Они пели песни у себя в голове, пытались играть, находили другие способы отвлечься. Они не сидели, пялясь на зефир, тщетно пытаясь задействовать свои внутренние запасы самоконтроля или личной дисциплины. То есть, возможно, просто заменяли источник вознаграждения, переключая внимание с возможных удовольствий в будущем (больше зефира) на что-то, приносящее удовольствие уже сейчас (пение и игры).

Когда мы сосредотачиваемся на том, чтобы «не есть зефир», мы подразумеваем, что успешными людьми стали те, кто смирялся и выдерживал боль лишений ради преследования какой-то цели. При этом они позволяли всем удовольствиям жизни пройти мимо.

Когда мы выставляем все в таком свете, мы ставим себя перед выбором: либо преуспеть позже, страдая сейчас; либо наслаждаться настоящим, принося в жертву свое будущее.

Возможно, из-за этого мы постоянно находимся между чувством вины за неспособность придерживаться своих целей и за то, что нам не удается «присутствовать в настоящем», «жить полной жизнью»? Получается, что независимо от выбора мы проигрываем.

Но чикагские исследования приносят нам хорошие новости – этот выбор ложен.

Секрет успеха не в том, чтобы откладывать вознаграждения, а в том, чтобы находить их в любой ситуации. Он в том, чтобы развивать у себя способность сосредотачиваться на источниках удовольствия в любых обстоятельствах.

Аналитическая группа редакции Qvant

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *