От писсуара до банана

или Как отличить творения художника от каляки пятилетнего ребенка

Почему некоторые работают сутки напролет, а другим нужно всего лишь сделать два мазка на холсте, чтобы заработать целое состояние?

Как понять, что это высокое искусство, когда ваш ребенок может сесть и нарисовать намного лучше?

Для того чтобы узнать ответы на эти вопросы, нужно сначала разобраться, что такое современное искусство и с чем его едят?

Термин «современное искусство» (англ. contemporary art; в 1990-х годах в ходу был перевод «актуальное искусство») не просто обозначает искусство, создаваемое в наше время. Скорее, сегодняшнее современное искусство демонстрирует способ, посредством которого современность представляет свою сущность, – акт презентации настоящего.

Впервые слово contemporary / «современное» по отношению к искусству употребила Розалинда Краусс (вероятно, самая влиятельная из ныне живущих аналитиков современного искусства, ученица Клемента Гринберга) в своей диссертации о работах Дэвида Смита, тем самым бросив вызов нескольким посылам истории искусств.

 

Когда искусство стало таким непонятным?

Изначально это был уход от классической традиции, классических эталонов, и начался он с 60-х годов ХIХ века, с импрессионизма. С развитием фотографии художники все больше отклонялись от академического стиля и искали новые способы отражения действительности.

Современное искусство, каким мы знаем его сегодня, сложилось примерно во второй половине ХХ века.

Первая мировая война стала и поворотной точкой, и двигателем перемен, произошедших в том числе и в изобразительном искусстве. Ситуация, когда за столь небольшой промежуток времени возникают столь многие новые художественные концепты, довольно редка. Отношение художников к войне было двойственным. Многие поначалу приветствовали войну, другие позже изменили свое мнение и возненавидели ее. В любом случае, война непосредственным образом коснулась всех.

Одним из ярких представителей современного концептуального искусства того времени был Марсель Дюшан (1887 – 1968 гг.), который подарил мировому искусству жанр ready-made, т.е. возможность «представления выставочных неизменных объектов массового производства».

Появившись на свет более ста лет назад, «Фонтан» Марселя Дюшана изменил правила игры в мире искусства.

Это был керамический писсуар, который Дюшан шутя перевернул вверх ногами, подписал загадочным псевдонимом и назвал «Фонтан».

Словно гроссмейстер, едва заметно двигая фигуру, осуществляет гениальный ход, Дюшан своим «Фонтаном» поставил шах и мат пониманию искусства. Его появление ознаменовало собой конец одной игры и начало другой.

Но самым узнаваемым художником считается Казимир Малевич (1879–1935 гг.), русский художник-авангардист.

В 1910–1914 годах началась полоса признания неопримитивистского творчества Малевича. Он принимал участие в большом количестве московских выставок (например, «Бубновый валет»), выставлялся в мюнхенской галерее. Именно в это время он познакомился с М. Матюшиным, В. Хлебниковым, А. Моргуновым и другими художниками-авангардистами.

В 1915 году им было написано самое известное произведение – «Черный квадрат».

 

Самые богатые и знаменитые художники современного искусства

Дэмьен Хёрст — английский художник, предприниматель, коллекционер произведений искусства, а также самая знаменитая фигура группы Young British Artists, доминирующая на арт-сцене с 1990-х годов.

Чем отличается акула в формальдегиде Хёрста от животного в формальдегиде на уроках биологии? Почему первое – искусство, а второе – нет?

 «Потому что первое находиться в галерее, а второе – нет» (с) Хёрст

Люди, которые ругают современное искусство, забывают, что любое искусство когда-то было современным.

Дэмьен Хёрст

Дэмьен Хёрст, «Lullaby Spring», 19,2 миллиона долларов

 Джефф Кунс — американский художник. Известен своим пристрастием к китчу, особенно в скульптуре. Его работы входят в число самых дорогих произведений современных художников.

Джефф Кунс, «Rabbit», 91,1 миллиона долларов

Маурицио Каттелан — современный итальянский художник, живет в Нью-Йорке, работает в основном в жанре инсталляции.

Маурицио Каттелан, «Him», 17,2 миллиона долларов

Маурицио Каттелан. Комедиант. 2019.

За что такие деньги?

Ситуация на современном арт-рынке очень неоднозначна. Признаться, старый фонд — картины художников прошлых столетий — куда более надежный объект инвестиций. Такое искусство хорошо изучено, у произведений чаще всего богатая история владения, то есть провенанс. И зачастую интересный провенанс может поднять цену картины до небес, хотя сама по себе она может и не нести в себе большой материальной ценности. С актуальным искусством сложнее. Мы пока не знаем, кого из наших современников в XXII веке будут считать гением, кого — бездарной выскочкой, а чьи имена и вовсе забудут. Поэтому во времена экономического кризиса коллекционеры покупают произведения старых мастеров, а на подъеме не боятся вкладываться в современных.

Получается, все решают коллекционеры?

Да. Не хочу вас разочаровывать, но мы стоим в длинных очередях на модные выставки потому, что кто-то уже оценил эти произведения. Измерил их потенциал в деньгах. Сегодня слово арт-критика почти ничего не значит. Прав не тот, кто знает, а тот, кто покупает.

Современное искусство похоже на моду. Сегодня на хайпе одно — и за этот тренд (технику выполнения работы) платят огромные деньги, а завтра  будет в моде совсем другое. Цена работы зависит от оценки критиков, участия художника в авторитетных выставках, возраста произведения, его размера и многого другого.  За какую-то мазню художника, который сейчас популярен, покупатель заплатит кругленькую сумму. Это своего рода ставка на будущее: когда эта картина вновь станет модной, можно продать ее подороже, если повезет, как Малевича, например.

authorАналитическая группа редакции QVANT

Комментарии

Партнеры