В Узбекистане ежегодно образуется более 13 15 млн. тонн твердо бытовых отходов (ТБО), из которых более 90% направляются на полигоны и только 8% отходов вторично перерабатываются. На каждый миллион тонн твердых бытовых отходов (ТБО) теряется 360 тыс. тонн пищевых отходов, 160 тыс. тонн бумаги и картона, до 55 тыс. тонн текстиля, до 45 тыс. тонн пластмассы и много других ценных компонентов.

О системе управления ТБО

Понятие управления твердыми бытовыми отходами охватывает широкий круг вопросов, включая сбор, транспортировку, утилизацию и переработку ТБО. До 1990 года в Узбекистане действовала жесткая административно-плановая система управления отходами. Тогда всю техническую и институциональную политику в республике осуществляло Министерство коммунального хозяйства, которое четко определяло приоритеты действий на год и на пятилетку, причем значительный акцент делался на вторичную переработку отходов производства и потребления.

Потребовалось целых десять лет, чтобы подготовить и принять в 2002 г. Закон «Об отходах» (lex.uz), согласно которого “Специально уполномоченными государственными органами в области обращения с отходами являются:

  • Государственный комитет по экологии и охране окружающей среды;
  • Министерство Здравоохранения
  • Узбекское агентство «Узкоммунхизмат»
  • Государственный комитет промышленной безопасности
  • Агентства «Саноатконтехназорат»
  • «Узкимёсаноат»,
  • Министерства внутренних дел,
  • Местные органы государственной власти (хокимиат)
  • Органы самоуправления (махалинские комитеты, ТСЖ)

Как известно, увеличение числа ведомств не всегда ведет к повышению качества работы, так как каждая из этих структур имеет свои узковедомственные задачи и цели. Проблемы же сбора, хранения, транспортировки и переработки ТБО, оказываются для данных учреждений неким дополнительным «аппендиксом», тем более что зачастую осуществление этой функции не финансируется из госбюджета.

Распыление и без того не очень больших бюджетных средств, осложняет укрепление материально-технической базы «Узкоммунхизмат» и его подразделений, которые непосредственно осуществляют санитарную очистку территорий городов и районных центров республики.

Кроме этого, надо отметить недостаточно развитую практику обмена необходимой информацией между ведомствами. Масса принимаемых документов зачастую дублируются и не доводятся до населения, для которого собственно они и разрабатываются.

 Правовое регулирование в сфере вторичной переработки ТБО

Правовое регулирование в сфере вторичной переработки ТБО осуществляется в рамках следующих нормативно-правовых актов:

ЗАКОНЫ Республики Узбекистан
1 Закон «Об охране природы» 1992 г
2 Закон «О государственном санитарном надзоре» 1992 г
Земельный Кодекс Республики Узбекистан 1998 г
3 Закон «Об отходах» 2002 г
Постановления и Распоряжения Президента Республики Узбекистан
4  «О мерах по кардинальному совершенствованию и развитию системы обращения с отходами на 2017-2021 годы» 21.04.2017 г.

N ПП-2916

 

5

 «О мерах по реализации проекта «Модернизация управления твердыми бытовыми отходами в г. Самарканде» с участием Французского агентства развития» 19.07.2017 г.

N ПП-3139

6 Распоряжение «Об утверждении перечней специальной техники, технологического оборудования и комплектующих изделий, не производимых в Республике Узбекистан, ввозимых в рамках создания кластеров по сбору, транспортировке, утилизации, переработке и захоронению бытовых отходов в городах республики, освобождаемых при их ввозе от таможенных платежей» 15.09.2017 г.

N Р-5057

7 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы обращения с бытовыми отходами» 18.05.2018 г.

N ПП-3730

8 «Об утверждении Стратегии по обращению с твердыми бытовыми отходами в Республике Узбекистан на период 2019-2028 годов» 17.04.2019 г.

N ПП-4291

9 О мерах по совершенствованию деятельности в сфере обращения с бытовыми и строительными отходами в городе Ташкенте 15.12.2020 г.,

№ ПП-4925

Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан
10  «Об упорядочении деятельности предприятий по использованию и утилизации ртутьсодержащих ламп и приборов» 23.10.2000 г.

N 405

11  «Об утверждении Положения об организации сбора и утилизации отработавших ресурс ртутьсодержащих ламп» 21.09.2011 г.

N 266

12 «Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного учета и контроля в области обращения с отходами» 27.10.2014 г.

N 295

 

13 Приложение к Постановлению  «Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного учета и контроля в области обращения с отходами»
14 О мерах по реализации инвестиционного проекта “Производство электроэнергии за счет преобразования сволочного газа, образующегося на полигонах бытовых отходов “АХАНГАРАН” и “МАЙДАНТОЛ” Ташкентской области 1.11,2018 г.,

№ 895

 

Санитарные правила и нормы
15 Санитарные требования к хранению и обезвреживанию твердых бытовых отходов на специальных полигонах в условиях Узбекистана СанПиН РУз N 0157-04 12.07.2004 г
16 Санитарные правила и нормы организации сбора, инвентаризации, классификации, обезвреживания, хранения и утилизации промышленных отходов в условиях Узбекистана СанПиН РУз

N 0300-11

16.11.2011 г.

 

Заслуживает особого внимания Постановление президента от 15.12.2020 г. № ПП-4925, которое устанавливает государственно-частное партнерство в сфере вторичной переработки ТБО.

В целях внедрения современных методов и технологий сбора, сортировки, вывоза и переработки бытовых и строительных отходов в городе Ташкенте, определены условия раздельного сбора ТБО, создание частным партнером предприятия по утилизации и переработке твердых бытовых отходов, образующихся в городе Ташкенте, с внедрением современных технологий, в рамках кредитного проекта «Управление твердыми бытовыми отходами в г. Ташкенте» Азиатского Банка Развития на сумму в 55 млн. долларов под гарантии правительства Республики Узбекистан.

В рамках проекта предусматривается повысить уровень переработки ТБО с 8% до 30% и доведение до 100% доли частного сектора в области сбора, сортировки и вывоза твердых бытовых отходов.

Кроме этого, в соответствии с Постановлением президента Республики Узбекистан от 17 апреля 2019 года № ПП-4291 «Об утверждении Стратегии по обращению с твердыми бытовыми отходами в Республике Узбекистан на период 2019 — 2028 годов» начиная с 2022 года предусмотрено внедрение в многоквартирном жилом секторе городов республики системы раздельного сбора твердых бытовых отходов, основанной на установке пяти видов промаркированных контейнеров, с разделением на категории «переработываемые» и «неперерабатываемые», перечень которых определяется хокимиятом города Ташкента.

На первом этапе реализации проекта АБР «Управление твердыми бытовыми отходами в г. Ташкенте», хокимиятом города Ташкента и ГУП «Махсустранс», планируется обеспечить потребителей бесплатными цветными контейнерами, пакетами для сбора отходов с разделением на категории «перерабатываемые» и «неперерабатываемые», а также внедрения системы материального поощрения потребителей за осуществление раздельного сбора отходов.

Как на практике будут реализовываться поставленные цели и задачи проекта покажет время, но вызывает много вопросов по финансовой части проекта, в частности в “дорожной карте” проекта указано, что установка электронных программ, оптимизирующих маршруты специализированной техники (GIS), а также Единой электронной программы (ERP) в ГУП «Махсустранс» за счет кредитных средств, сэкономленных в рамках проекта АБР. Спрашивается за счет каких позиций и как будут сэкономлены данные средства, ведь есть бюджет проекта, утвержденный АБР??

О Полномочиях  государственных органов по вторичной переработке ТБО

Согласно Закона «Об охране природы» предприятия, организации и учреждения обязаны обеспечивать переработку отходов. Условия удаления отходов “из производственной и коммунально-бытовой сфер, посредством их повторного использования, складирования, рассредоточения, захоронения ..”. (статья 22)

В Законе «Об отходах», обозначены функции каждого уполномоченного государственного органа, в сфере управления твердыми бытовыми отходами, в частности:

  • Кабинет Министров Республики Узбекистан в области обращения с отходами – утверждает государственные программы обращения с отходами и обеспечивает их выполнение, устанавливает порядок осуществления государственного учета и контроля в области обращения с отходами, устанавливает порядок ведения государственного кадастра мест захоронения и утилизации отходов, устанавливает порядок разработки и утверждения нормативов в области обращения с отходами, устанавливает порядок ввоза, вывоза и транзита отходов, устанавливает порядок паспортизации отходов, утверждает перечень опасных отходов и отходов, трансграничная перевозка которых подлежит государственному регулированию, решает вопросы по предоставлению земельных участков для захоронения опасных отходов, устанавливает порядок обращения не депозитных емкостей и тары, устанавливает размер компенсационных выплат за размещение отходов; (Абзац в редакции Закона РУз от 30.08.2003 г. N 535-II)

 

  • Государственный Комитет по охране природы – осуществляет государственный контроль, за соблюдением требований законодательства об обращении с отходами, координирует деятельность специализированных государственных органов в области обращения с отходами, составляет государственный кадастр мест захоронения и утилизации отходов, проводит государственную экологическую экспертизу научно-исследовательских и технологических разработок и проектно-сметной документации в области обращения с отходами, устанавливает нормативы образования отходов и объекты размещения отходов, утверждает лимиты размещения отходов; Государственный комитет РУз по охране природы, непосредственно подотчетен Парламенту республики.

Логика такого подчинения вполне оправдана, т.к. Госкомприроды должна контролировать выполнение государственной политики в области природопользования, принимаемой законодательной ветвью власти.

  • Министерство здравоохранения – осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарных норм и правил при обращении с отходами, определяет меры по охране жизни и здоровья граждан от вредного воздействия отходов, выдает заключения государственной санитарно-гигиенической экспертизы по объектам обращения с отходами, устанавливает санитарно-гигиенические требования к выпускаемым из отходов товарам (продукции) и выдает гигиенический сертификат на них, осуществляет методическое обеспечение при определении степени опасности отходов для жизни и здоровья граждан;
  • В полномочия Агентства «Узкоммунхизмат» входит разработка программ по обращению с бытовыми отходами, вносит на утверждение в установленном порядке в Кабинет Министров РУз, осуществляет мониторинг за состоянием сбора, транспортировки, переработки и утилизации бытовых отходов,
  • В полномочия Государственной инспекции «Саноатконтехназорат» входит осуществление государственного контроля и надзора за учетом, хранением и утилизацией отходов горнодобывающего и перерабатывающего производств, государственный контроль за радиационной безопасностью при хранении, транспортировании, утилизации и захоронении радиоактивных отходов

 

  • Местные органы государственной власти на местах – утверждают программы обращения с отходами, создают условия для развития предпринимательской деятельности в области обращения с отходами, решают вопросы размещения объектов обращения с отходами на соответствующей территории, осуществляют контроль за соблюдением законодательства об обращении с отходами, создают условия для развития предпринимательской деятельности в области обращения с отходами, решают вопросы размещения объектов обращения с отходами на соответствующей территории; осуществляют контроль за соблюдением законодательства об обращении с отходами, содействуют созданию предприятий по сбору и утилизации отходов
  • Министерство Внутренних Дел — санитарная милиция, практически не реализует возложенные на неё функции. Не смотря на мораторий вырубка деревьев идет практически по всей территории страны, включая столицу республики.
  • Органы самоуправления входят: вопросы размещения объектов обращения с отходами на соответствующей территории, содействие санитарной очистке населенных пунктов и своевременное внесение платы за сбор бытовых отходов, осуществление общественного контроля за санитарным и экологическим состоянием объектов обращения с отходами (статья 12 )

На практике, органы самоуправления практически нейтрализованы в принятии значимых решений по вторичной переработке ТБО и привлекаются в основном для санитарной очистки населенных пунктов.

Источники ТБО

Интенсивная урбанизация, рост населения, проживающего в городах, нерациональная модель производства и потребления – все это ведет к образованию значительного количества отходов.

Состояние мусорных свалок в микрорайоне города Джизак.

Груды мусора на стихийных свалках рядом с жилыми кварталами, школами, детскими садами стали обычной картиной нашего быта. Мусорные свалки загрязняют почву, воздух, грунтовые и поверхностные воды, а не вовремя убранные бытовые отходы становятся источником повышенной экологической опасности для окружающей среды и здоровья населения.

Основной объём бытовых отходов складывается из трех секторов – жилищно-коммунального, промышленного и государственно-частного сектора.

Согласно данных Госкомстата РУз в городе Ташкенте в год в среднем образуется более 950 тысяч тонн мусора. И если его вовремя не убрать, то это чревато не только ухудшением экологической и санитарной обстановки города, но и потерей большого количества ценного сырья, которое пропадает у нас на помойках. Мы с поразительной халатностью тратим природные ресурсы, которые принадлежат не только нам с вами, но и будущим поколениям.

Многие компоненты отходов могут представлять ценность как сырье для производства различной продукции. Ведь мусор, который выносится сегодня, вчера был добыт из недр земли, переработан, изготовлен, был полезной вещью, а потом выкинут на помойку за ненадобностью.

История повторяется  

История гласит, что в средние века в Европе и Азии разразилась ужасная эпидемия чумы, от которой погибло более миллиона человек. Чума распространялась стремительно, опустошая целые города и деревни, ввергая население в массовую истерию, так как не было понятно, от чего погибали люди. Долгое время существовало мнение, что это божья кара за грехи земные. В какой-то мере эта версия была верна, так как впоследствии было установлено, что основным источником этой страшной болезни, была грязь и антисанитарное состояние мест проживания. Ведь средневековый город представлял собой одну сплошную мусорную яму, кучи мусора валялись по городу, лошадиный навоз и экскременты засоряли городские дороги.

Крысы, мыши, мухи были в таком количестве, что например, мюнхенский магистрат в Германии выплачивал за убитую крысу 1 пфенниг. И как повествуют архивные документы, в год магистратура города тратила довольно значительные суммы на уничтожение крыс. Впоследствии было установлено, что именно крысы и мыши были основными переносчиками чумной заразы, распространяя инфекцию на большие расстояния.

Прошли века, но проблема управления твердыми бытовыми отходами, стала еще актуальней, чем в далеком прошлом. В современных многомиллионных городах вопросы сбора, хранения и утилизации бытовых отходоводна из самых сложных. Ассортимент современной мусорной свалки это длинный перечень предметов домашнего быта, типа пищевых отходов, пластика, металла, костей, кожи, стекла, бумаги.

В этой смеси нередко попадаются опасные для здоровья человека предметы бытовой химии, например ртуть содержащие лампы, батарейки, токсичные химикаты из бытовых растворителей, красок, предохранителей, аккумуляторов и т.д.

Когда отходы приносят доходы

Однажды, будучи в командировке в Швейцарии, я обратила внимание на магазин дешевых товаров, сделанные из отходов производства и бытовых отходов. Ассортимент товаров был очень большой – от труб разного диаметра, контейнеров разного размера и цвета, шифера, упаковочных материалов до мебели и интерьеров для офисов. Причем обивка мебели была сделана из отходов хлопка волокна.

Вторичная переработка развита практически во всех странах Европы. К примеру в Англии более 45% алюминиевой тары из под консервов перерабатываются, а потом производят новые товары народного потребления, что сохраняет 90% энергии потребляемой при её выплавке.

Интересен пример вторичной переработки пластика в России, где разработали способ производства особо прочной черепицы, путем добавления гранул из переработанного пластика.

Для крупных городов вопрос утилизации старых автомашин очень актуален. Поэтому появилось много частных фирм и компаний по переработке изношенных автопокрышек в мелкодисперсную резиновую крошку, которая используется при изготовлении асфальта, эластичных плит для оборудования метрополитена, сбора нефтяной пленки при авариях.

Большой опыт переработки банок их под рыбных и мясных консервов, пивных банок из под пива, энергетических напитков имеется в Германии, Англии, США, Норвегии. Ведь консервные банки сделаны их белой жести, а это ценнейшее стратегическое сырьё для производства олова – крайне дефицитного металла, необходимого практически во всех отраслях промышленности.

У нас в Узбекистане успешно решается проблема сбора и утилизации стекло боя, запущено несколько мощных печей. Стекло дробят, плавят, а потом изготавливают новую тару или используют стеклянную крошку вместо гравия или песка при производстве бетона и асфальта.

Первый опыт раздельного сбора и вторичной переработки пластиковой тары был внедрен в Узбекистане ННО Женским Центром “Армон” в 2010 году, в городе Ташкенте и Ангрене, в рамках проекта “Отходы в Доходы”. В ходе реализации проекта были построены две специализированные площадки по селективному сбору ТБО в Ташкенте и Ангрене. Так как практика раздельного сбора на тот момент   практически не было, была разработана Бонусная система поощрения населения по сбору пластиковой тары, в виде набора моющих средств (мыла, стиральные порошки, чистящие средства). Система Бонусов при сдаче пластиковых бутылок сработала идеально. В результате реализации данного проекта были решены крайне важные задачи. Во первых население было проинформировано, как можно неплохо заработать на вторичной переработке ТБО, во вторых снизили уровень загрязненности городских территорий и что самое главное научили представителей местного сообщества, решать свои проблемы своими силами.

Что сделано и что надо сделать

Вторичная переработка ТБО содействует не только улучшению экологической и санитарной обстановки в республике, но и повышает качество жизни населения. Ниже приведена диаграмма с указанием количества полигонов по сбору ТБО в областях республики Узбекистан.

Независимый мониторинг состояния полигонов в Ташкенте и областях республики показал, что практически везде не соблюдаются технические, санитарные и экологические требования при складировании, обезвреживании и захоронении отходов. Недостаточно организован раздельный сбор и переработка бытовых отходов. Поступающие на свалку отходы уплотняются и частично засыпаются грунтом, их компостирование проводится без соблюдения технологического регламента.

Самые надежные статистические данные по ТБО по Ахангаранскому полигону, расположенного в Ташкентской области, где были реализованы проекты финансируемые Всемирным банком, Европейским Банком развития, в ходе которых были усовершенствованы организация сбора, хранения, удаления и ликвидации ТБО. В других областях республики статистику по сбору и вывозу ТБО на полигоны, следует рассматривать не более как, приблизительными.

ВЫВОДЫ.

Анализ показал, что текущая ситуация по вторичной переработке ТБО характеризуется:

  • Ростом удельных объемов ТБО на полигонах и несанкционированных свалках.
  • Низким уровнем вторичной переработки ТБО (8%), хотя доли перерабатываемых фракций в составе ТБО значительно расширился
  • Неурегулированной системой прав собственности на отходы
  • Слабой системой учета количества и качества поступающих ТБО по 4 классам опасности
  • Отсутствием достоверных данных об образовании, использовании и поставке вторичного сырья, информацию о которых необходимо публиковать ежеквартально, а не раз в пять лет
  • Отсутствуют реальные экономические механизмы по стимулированию населения (льготы) вторичной переработки ТБО
  • Слабый общественный контроль за эффективностью реализации инвестиционных проектов в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами, содействует нарастанию проблем и коррупции в данном секторе.  

Зайнутдинова Д.Б. доцент, к.г.м.н.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *