Из фильма «Заражение» (англ. Contagion), реж. Стивен Содерберг 

Все мы видели такие фильмы и читали такие книги. О том, как будем жить через 100 или 1000 лет. В интернете можно найти множество ссылок с хит-парадами про первых «предсказателей» какой-то вещи или явления. Конец XIX и XX век очень богаты на фантастическую литературу. Жюль Верн, Герберт Уэллс, братья Стругацкие, Джордж Оруэлл и многие другие внесли свой вклад в предсказания о будущем. Конец XIX и XX век – время огромных скачков в развитии техники и науки. В каждой газете можно было прочитать о кинематографе, спутнике или пенициллине. Люди были очарованы этими новыми развлечениями и новыми полезными гаджетами. Домохозяйки не могли нарадоваться на свои холодильники и пылесосы, а мужчины с серьезным видом рассуждали о новой модели Форда.

Конечно, это всё появлялось не сразу и повсюду, далеко не все могли себе позволить эти новомодные штучки, но на слуху у всех было слово «прогресс». Общество было одержимо прогрессом, не обошла стороной эта одержимость и писателей. А как только технологии позволили, кинематограф стал фонтанировать вариантами будущего или его деталей. Например, в «Космической Одиссее» (1968) полно футуристических технологий: интерактивные помощники, биометрическое распознавание личности, видеосвязь и планшеты, подобные iPad. Кто-то из авторов предсказывает только отдельные детали: изобретение мобильного телефона («Стар трек»), антидепрессантов («1984») или электротранспорта («20000 лье под водой»). И тут, в принципе, нет ничего удивительного. Обычно писатели, сценаристы и режиссеры держат руку на пульсе прогресса и обладают хорошей фантазией, поэтому совместить две эти области и придумать что-то необычное, но вполне логичное, для них естественно.

Сейчас уже такими фильмами сложно кого-то удивить. Технологии развиваются такими семимильными шагами, что даже фантастам и режиссерам не угнаться за ними. Конечно, мы еще не летаем на Марс и не можем создать Терминатора, но теперь мы все знаем, что ждать осталось не так уж и долго. Сколько точно, конечно, никто не знает, но это уже вполне обозримое будущее. Теперь авторам приходиться очень сильно извращать свой разум и фантазию, чтобы действительно придумать что-то новое. Но в целом элементы футурологии в фильмах с «предсказаниями» делятся на 3 типа:

 

1. Технологии. Начиная с 60х годов создатели фильмов постоянно кормят нас супероружием, космическими полетами, летающими скейтами и голосовой почтой. Причем фильму даже не обязательно быть о будущем как таковом. Например, во всеми любимом «Пятом элементе», мы можем видеть робота-уборщика, пляжи на космической станции и китайского продавца лапши, подлетающего прямо к твоему окну, хотя фильм в общем-то об извечной битве добра со злом. Но что-то мне подсказывает, что такие летающие повара скоро будут пользоваться бешенной популярностью.

 

Кадры из фильма «Пятый элемент»  (англ. The Fifth Elementфр. Le Cinquième élément, буквальный перевод — «Пятая стихия») , реж. Люк Бессон

2. Политическое и общественное устройство. Конечно, многие сразу вспомнят «1984» с его Большим братом или «451 по Фаренгейту» с обществом, где уничтожаются книги. Известен этот жанр как антиутопия. Тут список может длиться практически бесконечно: «Гаттака», «Эквилибриум», «Бегущий по лезвию», «Голодные игры», «Дивергент» и даже милая нашим сердцам «Кин-дза-дза» — все это варианты того, во что может превратиться наше общество в далеком (или не очень) будущем. Эта категория вызывает больше вопросов, чем первая. Потому как предугадать политические или социальные изменения гораздо сложнее, чем создание киборгов, но что-то из этих сценариев мы увидим точно. А кое-что уже видим.

 

Кадры из фильма «Кин-дза-дза», реж. Георгий Данилия

3. Наука и биология. Здравствуйте, генная инженерия, бионическое протезирование, восстановление человека из одной клетки или пересадка лица. И, конечно, самое актуальное на сегодня – всякие вирусы, болезни и атака неизвестных организмов. На этом остановлюсь поподробнее.

Довольно сложно встретить фильм, где бы эти 3 элемента не пересекались между собой. Почти всегда биология переплетена с технологией. Но существует и несколько вполне реалистичных сюжетов. Например, «Эпидемия» (1995) или «Заражение» (2011). Оба этих фильма говорят о некой ситуации, когда смертоносный вирус поражает целую кучу людей и приводят к глобальным проблемам. На волне пандемии коронавируса все особенно обсуждают «Заражение», как на 100% попавший в точку. Летучая мышь заражает свинью, а оттуда и до двуногих недалеко и далее вирус распространяется по миру с ужасающей скоростью, заражая и убивая тысячи людей. Тут нет никаких супертехнологий, навороченных лабораторий и пришельцев из космоса. Все очень жизненно и реально. Это и нагнетает обстановку. Мы видим не каких-то неведомых монстров или посланников из будущего. А обычных ученых, руководителей и жителей, который сталкиваются с реальной опасностью. Какие хорошие «предсказатели», прямо как будто в 2020 год заглянули.

Вот только парадокс в том, что в отличии от фильмов о космосе или Большом Брате, где сценаристам и режиссерам нужно придумать что-то новенькое и уникальное, с фильмами про пандемии и вирусы все наоборот. Им не нужно ничего изобретать. Все уже случилось в прошлом, иногда в далёком. Все эпидемии уже были раньше – вспомните чуму, холеру, испанку, эболу, а теперь и коронавирус. Схема распространения этих болезней похожа – появляется первый зараженный и пошло-поехало. Варьируется только скорость заражения и опасность болезни. В принципе, в плане сдерживания эпидемии мы ничего кардинально нового не придумали за последние несколько сотен лет.

Конечно, теперь мы умеем делать вакцины, но, к сожалению, не так быстро, как это показывают в фильмах. Есть хорошие тенденции и в плане оповещения населения об опасности. Например, в более старых фильмах власти могут контролировать, как распространяется информация о вирусе. Сейчас это невозможно. Невозможно запереть информацию в стенах кабинета или лаборатории, все равно вылезет наружу. Вы будете знать о какой-то новой заразе со скоростью вай-фая, в этом можно быть уверенным. А значит, сможете обезопасить себя максимально быстро.

Поэтому не нужно придумывать никаких конспиралогических теорий и вселенских заговоров, все взято с натуры. Достаточно собрать материал, поговорить с вирусологами, ну и добавить научных примочек. Природа пока что сильно опережает нас, создавая новые и новые вариации вирусов и болезней. И никаким сценаристам за ней не угнаться. Но они будут пытаться. Так что копите деньги на билеты и когда откроются кинотеатры, сможем заценить вкус не только попкорна, но и новых «предсказаний».

Юля Бес

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *