Каким образом взаимосвязаны инклюзия на рынке труда и инновации? Почему инклюзивность в сфере информационно-коммуникационных технологий имеет практическую значимость не только для людей с инвалидностью, но и для общества и бизнеса в целом?

Чтобы ответить на эти вопросы, достаточно лишь изучить опыт таких технологических гигантов, как Google, Microsoft, Amazon, Apple и Facebook. Всех их объединяет приверженность к найму людей с различными формами инвалидности и признание того, что каждый человек вне зависимости от его особенностей сможет внести важный вклад в работу всей компании. Одним из основополагающих принципов таких крупных корпораций является многообразие и инклюзивность (на анг. «diversity and inclusion» или уважение различий, учёт индивидуальных особенностей и предоставление равных возможностей для каждого сотрудника.

Например, в портале развития карьеры в Google создана специальная страница о существующих программах приема на работу людей с инвалидностью.[1] Компания признает, что для того, чтобы продолжать разрабатывать и внедрять IT-решения для миллиардов пользователей по всему миру, ей нужны кадры, представляющие людей, использующих их продукты. По данным Всемирной организации здравоохранения около 15% мирового населения или 1 миллиард человек имеют ту или иную форму инвалидности – 80% из них живут в развивающихся странах.[2] Это самое большое меньшинство в мире, потребности которых нельзя не учитывать. Они также являются пользователями и участниками огромного рынка IT-услуг и продукции.

 

Доступно для меньшинства – удобно для всех

Подход Google к вовлечению человеческого разнообразия и опыта в производственные процессы полностью соответствует девизу международного движения людей с инвалидностью: «Ничего для нас без нас» (на английском Nothing about us without us). Иными словами, продукция и услуги для пользователей с инвалидностью должны всегда разрабатываться при непосредственном их участие. Действительно, кто, как не сами люди с инвалидностью, может знать про их особые потребности? Есть множество примеров, когда технологии, которые изначально разрабатывались для обеспечения доступности и разумных приспособлений для пользователей с инвалидностью, затем массово внедрялись в обиход людей без инвалидности.

Одним из ярких примеров является система преобразования текста в речь (на английском «text-to-speech» или коротко TTS) или речевой синтез, которая изначально разрабатывалась для людей с нарушениями зрения. Сейчас данная ассистивная технология широко применяется во многих сферах жизнедеятельности человека. В колл-центрах прибегают к синтезу речи, где вместо живого оператора устанавливают систему синтезатора речи с заранее запрограммированными вопросами и ответами. Мобильное приложение Speechify[3] позволяет людям с дислексией,

Синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), нарушениями зрения и другими особенностями, слушая речь, сгенерированную компьютером на основании имеющегося текста. При этом Speechify помогает не только пользователям, сталкивающимися с трудностями при чтении, но и удобен для обычных людей, которые могут читать книгу слушая ее на ходу. Speechify может стать помощником по прослушиванию текстов на базе искусственного интеллекта (AI) и даже может легко превращать текстовые книги в аудиокниги. Стимулом для развития умной технологии послужило изначальное стремление разработчиков облегчить жизнь незрячим людям, а сейчас ею уже пользуются во всём мире.

Другим примером является технология автоматического распознавания речи в режиме реального времени – функция обратная синтезу речи. Мобильное приложение Live Transcribe[4] (Живая расшифровка) специально разрабатывалось для пользователей с нарушением слуха компанией Android совместно с исследователями из Галлодетского университета[5] в Вашингтоне – первый и единственный в мире вуз для глухих и слабослышащих, где все учебные программы адаптированы под учащихся с нарушениями слуха. Теперь глухие, слабослышащие и слышащие люди могут легко разговаривать с помощью всего лишь смартфона на более чем 70 языках мира включая узбекский язык.

Live Transcribe основан на технологии распознавания речи Google, которая используется не только в качестве ассистивной технологии коммуникации людей с нарушениями слуха, но и в академической сфере и журналистике для быстрой расшифровки аудио или видео интервью, для обеспечения телевизионных передач бегущей строкой, а также в YouTube для автоматического добавления субтитров и перевода речи на разные языки в режиме реального времени. Именно комбинация синтеза и распознавания речи, а также искусственного интеллекта является основой виртуальных цифровых помощников (intelligent virtual assistant (IVA) or intelligent personal assistant (IPA)) как Siri, Google Assistant, Amazon Alexa или Алиса[6] от компании Яндекс.

[1] https://careers.google.com/programs/people-with-disabilities/

[2] https://www.who.int/disabilities/world_report/2011/report.pdf

[3] https://www.speechify.com/

[4] https://www.android.com/accessibility/live-transcribe/

[5] http://gallaudet.edu/

[6] https://yandex.ru/alice

Не объекты благотворительности, а субъекты инноваций

 

Интересно, что без вовлечения человеческого многообразия в процесс разработки и внедрения всех вышеописанных современных технологий, невозможно было сейчас использовать многие программы и приложения в мобильных телефонах, к которым мы так привыкли. Если бы Google не вовлёк глухих исследователей из Галлодетского университета, то функция распознавания речи так и не облегчила бы жизнь глухих сообществ и не стала бы полезной для повседневного использования в различных сфера нашей жизни. Иначе говоря, инклюзия – это залог инновационного развития. Без включения людей с различными формами инвалидности в наше общество мы теряем их таланты, навыки и креативное мышление – в чём остро нуждаются любые инновационные предприятия и стартапы.

 

К сожалению, в нашей стране отношение к людям с инвалидностью до сих пор основывается на сугубо благотворительном или медицинском подходе. Инвалидность рассматривается больше, как патология, которую необходимо лечить всеми возможными способами в то время, как гиганты IT-индустрии видят в этом многообразие человеческого потенциала и не упускают ни малейшей возможности использовать данный ресурс в целях инновационного развития. По данным ситуационного анализа ООН в Узбекистане только 5% людей инвалидностью трудоспособного возраста трудоустроены[1] и у них в четыре раза меньше шансов трудоустроиться по сравнению с людьми без инвалидности.

 

Такая низкий уровень занятости людей с инвалидностью связан с многочисленными негативными стереотипами, барьерами и ничем неприкрытой дискриминацией на отечественном рынке труда. Прописанная в законе[2] обязательная 3%-ая квота трудоустройства остаётся лишь на бумаге, а о гарантированных льготах, преференциях и преимущества инклюзивного трудоустройства не осведомлены многие работодатели. Кроме того, в сознании большинства и даже самих людей с особенностями развития закрепилось неправильное понимание, что инвалидность ведёт к прямой потере трудоспособности. В итоге люди с инвалидностью зачастую становятся пассивными получателями временной благотворительной помощи в условиях неадекватной социальной поддержки государства, не реализуя свой человеческий потенциал.

 

Не предоставляя равные возможности для всех вне зависимости от их особенностей мы теряем нашего Эйнштейна, у которого был аутизм и дислексия, нашего Стивена Хокинга, у которого был боковой амиотрофический склероз и в последствии паралич, нашу Хелен Келлер – слепоглухой американской писательницы, лектора и политической активистки, и многих других выдающихся ученых в истории человечества. Именно принципы многообразия и инклюзивности позволили создать равные условия и возможности для получения ими качественного образования и приобретения профессиональных навыков, чтобы они смогли творить и воплощать в жизнь свои самые сумасшедшие идеи.

 

В конце, пользуясь данной возможностью я бы хотел обратиться читателям QVANT – предпринимателям, руководителям и сотрудникам научных и правительственных учреждений, стать партнёрами нашего проекта по «Обеспечению людей с инвалидностью достойной работой на открытом рынке труда через специальный рекрутинговый веб-портал»[3], реализуемый ННО Sharoit+[4] в рамках совместной программы ООН по социальной защите. На специализированном рекрутинговом портале www.ishplus.uz[5] (на русском «работа плюс») вы можете предложить вакансии, стажировки и обучающие курсы, доступные для людей с инвалидностью, и задействовать человеческое многообразие, чтобы сделать наш мир лучше.

 

[1] https://www.unicef.org/uzbekistan/media/3616/file/Brief_PWD_SitAn_RUS.pdf

[2] https://lex.uz/ru/docs/5049549

[3] https://sharoitplus.uz/ru/rekrutingovyj-veb-portal/

[4] https://sharoitplus.uz/

[5] В стадии разработки. Запуск специализированного рекрутингового портала www.ishplus.uz планируется в начале марта 2021 года.

Дильмурад Юсупов Исследователь проблем инвалидности и инклюзивного развития Докторант Института исследований проблем развития Университета Сассекса (Великобритания)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *