Cлово «комплаенс» пока новое и непривычное понятие в Узбекистане. Но уже очевидно, что эта система займет важное место в процессе реформ и окажет свое влияние на развитие бизнеса и корпоративной культуры в нашей стране.

Зачем нужен комплаенс?  Какие преимущества комплаенс обеспечивает для бизнеса в условиях Узбекистана?

В масштабах страны всегда важен вопрос выхода локальных компаний на международный рынок и полноправное взаимодействие с иностранными партнерами. Также рассматривается улучшение инвестиционного климата, привлечение инвестиций, разработка новых отраслей и внедрение новых технологий. Для решения этих задач нужны гарантии соблюдения антикоррупционных норм, система оценки и снижения рисков, и внедрение адекватных систем внутреннего контроля в бизнесе. Все это невозможно без построения эффективной системы и службы комплаенс, как на государственном уровне, так и на уровне отдельно взятых предприятий.

Почему это важно

Развитие комплаенс насчитывает почти вековую историю, но основной отправной точкой послужили крупные коррупционные скандалы, начиная с Уотергейтского скандала. Результатом стало принятие Акта о коррупции за рубежом 1977 года (FCPA — Foreign Corrupt Practices Act). Акт ужесточил правила контроля и  требования к финансовой отчетности, а также регламентацию взаимоотношений с государственными чиновниками.

Дальнейшее развитие системы включало в себя не только применение транстерриториальных нормативных актов, но и внедрение этических правил ведения бизнеса. Например, в начале 90-х в США был принят Federal Sentencing Guidelines (разъяснения о порядке применения уголовного наказания для организаций), содержащий  в себе четкие инструкции по созданию эффективной программы в области комплаенс, и, в том числе, правил этического регулирования. В 2004 году это Руководство было дополнено положениями о необходимости знания менеджментом основных условий комплаенс программ.

Значимым событием в истории развития комплаенс стало банкротство компании ENRON (крупная энергетическая компания в США) в 2001 году. Причиной банкротства стали серьезные внутренние нарушения деятельности, применение офшорных схем размещения активов и фальсификация отчетности в части убытков.  Примечательно, что банкротство ENRON повлекло за собой уголовное расследование в отношении аудиторской компании Arthur Andersen, участвовавшей в фальсификации документации, и банкротство других ее клиентов, таких как WorldCom, Qwest Communications и другие.

Скандал c ENRON привел к принятию Закона Сарбейнза-Оксли (Sarbanes-Oxley Act, SOX), который ужесточил требования к финансовой отчетности организаций, а также ввел обязанность предоставления предприятиями отчетности американским регуляторам. После скандала с ENRON, многие компании внесли коррективы в свои бизнес-стратегии и создали внутренние системы контроля и внедрения этических норм.

В некоторых странах комплаенс развивался сначала в банковской сфере и применялся в основном как инструмент контроля над банковскими операциями в программах противодействия легализации преступных доходов. Впоследствии служба комплаенс стала расширяться, и в настоящее время представляет собой сформировавшуюся систему внутреннего контроля.

«Комплаенс» (англ. Compliance) означает следование требованиям, соответствие каким-либо правилам и нормам. Применительно к бизнес-сфере под этим понимают соответствие предприятия международным этическим стандартам ведения бизнеса, и соблюдение им законодательных и этических норм.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что развитие комплаенс обусловлено стремлением к созданию механизма реализации антикоррупционных норм и наступления последствий за легализацию незаконных доходов. Причем потери бизнеса в случае наступления последствий могут быть велики: от потери репутации и ограничения возможности ведения бизнеса в определенных отраслях, до выплаты конкретных штрафов и полной ликвидации предприятия.

Как внедрить

Бизнес-структурам Узбекистана, планирующим выход на мировой рынок, да и в целом, стране в условиях глобализации рынков, нужно обеспечить эффективное функционирование систем внутреннего контроля.

Чтобы система была действительно эффективной, каждому предприятию, каждой структуре необходимо проанализировать свою основную деятельность и определить потенциально высоко-рисковые области и аспекты.

Три основных комплаенс-риска:

репутационный риск, включающий в себя публичное распространение негативной информации о предприятии или его работниках, акционерах, учредителях, руководстве или  аффилированных лицах в средствах массовой информации;

правовой риск: наличие фактов или информация о нарушении  законодательства (локального или транстерриториального), влекущее преследование со стороны соответствующих органов; коррупционные действия; правовые ошибки при осуществлении деятельности; несовершенство правовой системы страны нахождения субъекта; несоблюдение договорных обязательств; случаи мошенничества и т.д.

операционный риск: нарушение внутренних правил предприятия, влекущее убытки; нарушение отраслевых норм или кодексов, отсутствие контроля или ошибки в бизнес-процессах; нарушение правил отчетности; несоблюдение аффилированными лицами и/или  акционерами законодательства, учредительных и внутренних документов.

Комплаенс программа может затрагивать не только перечисленные, но и другие связанные риски, которые могут повлиять на эффективность предприятия.

Ошибочно считать, что комплаенс подменяет собой функции юриста, экономиста или аналитика. Система комплаенс, принятая в крупных международных организациях, применима ко всем сферам деятельности предприятия и предполагает взаимодействие всех административных и производственных функций в рамках этического ведения бизнеса.

По сути, цель внедрения комплаенса на предприятии – создание эффективных механизмов по выявлению и анализу потенциально коррупционных сфер деятельности, оценка и управление правовыми и финансовыми рисками, обеспечение комплексной защиты предприятия от различных правовых, налоговых,  экономических, репутационных, санкционных рисков, развитие внутренней корпоративной культуры и  приверженности этическим стандартам ведения бизнеса.

Первичная оценка рисков послужит платформой для разработки системы комплаенс и основных внутренних документов, а следующим этапом будет внедрение разработанных документов и отслеживание их исполнения.

Система контроля обычно предусматривает мониторинг по направлениям:

соответствие деятельности предприятия отраслевым и этическим нормам поведения в данном сегменте бизнеса;

отслеживание потенциального конфликта интересов, то есть ситуаций, при которых личная заинтересованность (прямая или косвенная) влияет или может повлиять на надлежащее исполнение лицом должностных или служебных обязанностей, и при которой возникает либо может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью, и интересами предприятия или государства.

соблюдение антимонопольного законодательства;

взаимодействия с партнерами, поставщиками и посредниками, проверка благонадежности;

соблюдение мер по охране конфиденциальных данных, в том числе персональных данных партнеров и сотрудников компании;

соответствие внутренних локальных документов предприятия действующему законодательству;

соблюдение прав сотрудников, соответствие деятельности требованиям трудового законодательства, внутренние дисциплинарные расследования;

выполнение требований антикоррупционного законодательства и законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем и т. д.

Есть также мнение, что использование системы комплаенс-контроля будет тормозить развитие бизнеса. Это не так – при условии правильного построения самой системы. Потребуется внедрение новых внутренних документов и процедур, пересмотр бизнес-процессов, оптимизация, соответствующий контроль и мониторинг, но в целом система призвана обеспечивать устойчивость и защиту бизнеса от потенциальных и фактических рисков.

Что в результате

Результатами эффективной работы корпоративной комплаенс-системы компании станут:

эффективная и действующая система обнаружения и предотвращения случаев фактического и потенциального мошенничества, коррупции и другого рода угроз бизнесу;

снижение риска и минимизация финансовых потерь, банкротства и санкций применительно к компаниям со стороны локальных и транстерриториальных регуляторов;

общий мониторинг рисков;

развитие внутренней корпоративной культуры на предприятии;

увеличение конкурентоспособности и стоимости предприятия;

сохранение и развитие деловой репутации.

Узбекистан находится на начальном этапе внедрения и разработки комплаенс-систем. Соответственно, разработка и функционирование локальной системы комплаенс будут сталкиваться с определенными сложностями в процессе реализации, и в связи с этим возникает необходимость создания системы обучения и мониторинга взаимодействий, как сотрудников, так и самих специалистов по комплаенс. В этом процессе важно использование международного опыта, и локализация наиболее эффективных комплаенс-практик с учетом специфики Узбекистана. В этом случае, комплаенс станет одним из преимуществ, способствующим успешной интеграции узбекистанского бизнеса в мировой рынок.

 

Умида Аллабердиева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *