Аннотация: Сегодня к научным исследованиям, инновационным проектам уделяется особое внимание и это свидетельствует о новом этапе развития Узбекистана. Один из важнейших факторов развития страны – это организация научных исследований и достижений. В мире в области монетизации результатов научных исследований лидерство занимают США, Великобритания, Германия, Канада и Австралия, а к числу развивающихся стран в этой области относятся Индия, Китай, Сингапур и Саудовская Аравия. Опыт данных стран служить практическим примером на пути достижения успеха в монетизации результатов исследований и научных достижений.

Ключевые слова:  монетизация научных исследований, оценка результатов исследований, создание новых направлений монетизации результатов научных достижений.

MONETIZATION OF RESEARCH RESULTS AND SCIENTIFIC ACHIEVEMENTS

Annotation: Today, special attention is paid to scientific research, innovative projects, and this indicates a new stage in the development of Uzbekistan. One of the most important factors in the development of a country is the organization of scientific research and achievements. In the world in the field of monetization of scientific research results, the leaders are the United States, Great Britain, Germany, Canada and Australia, and the developing countries in this area include India, China, Singapore and Saudi Arabia. The experience of these countries serve as a practical example on the way to achieving success in monetizing research results and scientific achievements.

Key words: commercialization of scientific research, evaluation of research results, the creation of new directions for the commercialization of the results of scientific achievements.

 

Каждое научное учреждение должно стать

 коммерческой организацией,

способной монетизировать

научные разработки.

Ш.Мирзиёев[1]

Экономика Узбекистана является одной из самых динамично развивающихся в регионе и на сегодняшний день занимает неплохие позиции в международных рейтингах. Страна ведет активную работу по привлечению инвестиций, созданию необходимых условий для инвесторов.

Полномасштабные реформы, инициированные Президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым, позволили сформировать благоприятный климат для развития в стране бизнеса, сократить разрыв социального неравенства, повысить производительность труда и достичь долгосрочного устойчивого роста во всех сферах жизни.

Именно поэтому опыт Узбекистана по устойчивому человеческому развитию, приоритетное отношение к научно-техническому прогрессу, инновационным и информационным технологиям, подготовке высококвалифицированных и всесторонне развитых кадров, их всемерная поддержка и новые дальновидные инициативы в области образования и воспитания вызывает такой интерес со стороны сопредельных государств и их научных сообществ.

В данной статье мы хотели бы остановиться на роли университетов в расширении актуальных научных исследований. Если обратиться к энциклопедическому определению университетского образования, то можно утверждать, что в университете готовятся не только специалисты для различных отраслей экономики, но и лица, которые по окончании обучения могут вести научные исследования и преподавать. Иными словами университеты не только готовят кадры, которые нужны и востребованы нашим государством, но и является пространством высокой культуры. Это интеллигентная элита страны, которая транслирует ценности образования и просвещения на все сообщество, в котором мы живём и, в конечном итоге, является фактором гармоничного развития личности в обществе, где он проживает, ведь университеты — это сплав молодости и опыта, а соответственно это способность творить и развиваться. Ведь порой отдача, которая идёт от человека, дает больше для развития региона и общества, в целом, чем просто денежные вливания.

В настоящее время в Узбекистане разработан и обсуждается ряд национальных проектов, призванных достичь в оптимальные сроки поставленных целей. Особо хотелось бы выделить такие национальные проекты, как здравоохранение и образование, которые требуют гораздо больших расходов со стороны государства, чем другие национальные проекты. Дело в том, что и образование, и здравоохранение — это инвестиции в будущее, именно они помогут нам обеспечить устойчивое развитие в период пандемии. Для того чтобы определить цели устойчивого развития, необходимо, чтобы каждая область нашей страны, где имеются университеты, определила точки роста, которые могут дать новые идеи, позволит развиваться и успешно двигаться вперёд и этой конкретной области и государству, в целом.

Миссия университета – это, прежде всего, его социальная ответственность, его положение и роль в обществе и в стране.

Придерживаясь принципа Life long learning – обучение на протяжении всей жизни — ВУЗ предлагает свои возможности для обучения не только студентам и магистрантам, но и специалистам, желающим повысить свою квалификацию. Образовательная деятельность реализуется, как на платной основе, так и бесплатно. А «предпринимательская функция» университета может состоять в том, чтобы предоставить студентам возможность учиться по бинарной системе, путем заключения соответствующих договоров с рядом ведущих университетов ближнего и дальнего зарубежья; поиск потенциальных партнёров, заинтересованных в сотрудничестве с университетом (гранты, фонды и т.п.).

Бизнес – составляющая, помогающая вузу получить дополнительное внебюджетное финансирование. Но бизнесу не всегда хочется вкладываться в университет, они хотят получить уже готовый продукт, а в данном случае продукт — это выпускники, принять их на производство, а там доучивать. Тем не менее, образовательные продукты, которые «производит» университет — будь то научные либо другие проекты, нужно воплощать в жизнь. Соответственно, необходимо убедить бизнес-партнеров, что их вложения в образование окупятся сполна, т.к. доучивать специалистов, подготовленных университетом, не придется. Это будет качественный «товар», который не требует доработок и исправлений. Думается, что для университетского обучения важным в этом случае станет более глубокое изучение потребностей знаний и умений будущих специалистов, которые готовятся для этих структур. Тем самым, тесная связь образовательного учреждения с предприятиями и организациями конкретного профиля будет развиваться и крепнуть во благо обоих сторон.

Что касается объектов инновационной инфраструктуры, здесь также необходимо расширяться. Спектр лабораторий, существующих в университете, должен постоянно расти, чтобы активнее привлекать как можно больше студентов к научной и исследовательской деятельности. У молодых всегда есть свежие идеи и предложения, которые могли бы под руководством опытных преподавателей или специалистов-практиков быть реализованы. Сами лаборатории желательно делать комплексными, где смогут сотрудничать разные факультеты и достигать результатов, которые будут применимы в нескольких сферах.

Еще одним важным аспектом университетского образования должно стать формирование предпринимательской культуры сотрудников и студентов, что особенно важно в рамках сотрудничества с другими университетами и с организациями государственного и частного сектора. В этом направлении университет должен быть готов быстро и гибко реагировать на их запросы, активно откликаться на их потребности, будь то в сфере научных исследований, социальных заказов, взаимодействия с представителями бизнеса, научного сообщества, молодёжи и др.

Университет является ответственным участником социально- экономического развития нашей страны. Без университета невозможна образовательно-воспитательная жизнь, патриотическое воспитание, т.к. студенты привлекаются к участию практически во всех значимых мероприятиях. Здесь требуется тесное общение и естественное расширение представительства университета в деятельности различных профессиональных организаций, которые представляют ключевые сектора экономики.

Преподаватели университета, как правило, являются ведущими специалистами в ряде отраслей, тесно сотрудничают с органами государственной власти и местного самоуправления, оказывая тем самым содействие в успешном разрешении таких вопросов, как подготовка и переподготовка кадров, разработка и экспертиза локальных документов, распространение знаний среди населения и др.

Преподаватели не должны быть просто вещателями той или иной информации. Преподаватели должны также заниматься научной деятельностью. Формирование вокруг коллектива преподавателей исследовательской среды, вовлечение в нее молодёжи, способствовали бы тому, что они условно дополняли бы друг друга. Наука в университете ведёт к увеличению и улучшению качества образования, формированию современного специалиста. Образовательный процесс в университете, построенный вне рамок научной деятельности — это скорее образование в  колледже. С освоением результатов исследовательской деятельности студенты становятся перспективными.

В последние годы был проведен ряд эффективных работ по развитию сферы науки и научной деятельности в нашей стране, выведению ее на новый уровень.

В частности, очевидным свидетельством является принятие 29 октября 2019 года закона Республики Узбекистан «О науке и научной деятельности»[2], регулирующий отношения в области развития науки и осуществления научной деятельности, эффективного использования ее результатов.

Впервые в законе отражены нормы о коммерциализации и оценке результатов научных исследований и достижений науки. Миссия Закона — содействие коммерциализации научных работ и стимулированию их владельцев, а также привлечение молодежи к научным исследованиям. Создание необходимых условий для эффективной научной деятельности, в том числе молодежи, было возложено на Академию наук Республики Узбекистан, учреждения системы высшего образования, а также министерства, ведомства и организации, являющиеся научными организациями в Республике Узбекистан.

Статьей 31 Закона закреплено понятие коммерциализации результатов научной деятельности, в соответствии с которой устанавливается, что это процесс введения результатов научной деятельности в гражданский оборот с целью получения прибыли.

Хотелось бы сейчас раскрыть, как проявляется коммерциализация результатов научной деятельности на примере диссертационного исследования одного из авторов данной статьи Ачиловой Л.И. «Проблемы правового регулирования гостиничных услуг по законодательству РУз». Данное исследование проводилось около 10 лет. Одним из его результатов стал разработанный диссертантом проект, который в последующем был внесен в Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по ускоренному развитию туристической отрасли»  от 05.01.2019 г. №ПП-4095, в частности в Приложение № 2 «Перечень перспективных инвестиционных проектов по созданию гостиниц»[3]: В целях развития туристской отрасли, в том числе ускорения реализации инвестиционных проектов по строительству современных гостиниц и аналогичных средств размещения (далее — гостиницы), отвечающих современным стандартам и требованиям, привлечения прямых иностранных инвестиций в развитие гостиничного хозяйства в республике.

Предусмотрено роялти организаций — резидентов Республики Узбекистан по использованию известных и престижных мировых гостиничных брендов (согласно рейтингам топ-50 гостиничных брендов и топ-5 гостиничных сетей) в течение трех лет с момента вступления в силу контракта о франчайзинге частично финансируется за счет средств Государственного бюджета в следующих объемах:

первые 50 гостиниц с категорией 3 звезды — ежегодно в эквиваленте по 200 долларов США за номер для каждой гостиницы;

первые 30 гостиниц с категорией 4 звезды — ежегодно в эквиваленте по 400 долларов США за номер для каждой гостиницы.

При этом, общий объем финансирования роялти организаций составляет в эквиваленте не более 10 миллионов долларов США.

Коммерциализация технологий, возникающих из результатов научных исследований, обычно требует много времени и состоит из нескольких основных этапов, эти этапы могут быть последовательно изменены или происходить одновременно.

1) Вариативность мышления — это один из параметров в жизни. Вариативность — это количество вариантов решения проблемы, которые у вас есть. Прежде чем говорить, что это невозможно задайте себе вопрос, а как можно это сделать и реализовать.

2) Проведение исследований – на этом этапе рассматривается первоначальное открытие процесса изобретения. Кроме того, необходимо также обратить внимание на то, что в некоторых случаях такая научная деятельность происходит в результате сотрудничества с организациями (государственными, частными), а также коммерциализации технологий.

3) Раскрыть изобретение – первоначальное сотрудничество университета с Управлением коммерциализации  и трансфера научных технологий и разработок при Мининновации поможет получить разъяснения по процессу раскрытия информации, получения описаний, оценки коммерческого потенциала, интеллектуальной защиты собственности и выбора оптимального способа коммерциализации, в связи с необходимостью обсуждения изобретения.

4) Оценка изобретения – официальный этап процесса коммерциализации начинается с письменного уведомления Управления коммерциализации и трансфера научных технологий и разработок, а также дальнейшей коммерциализации. Раскрытие изобретения считается конфиденциальным документом, в котором предлагаемое изобретение должно быть полностью выражено. В частности, информация, содержащаяся в документе, должна быть достаточной для подготовки изобретения к уведомлению и выбора вида коммерциализации.

5) Защита интеллектуальной собственности – на данном этапе Управление коммерциализации технологий анализирует рынок технологий с целью изучения патентов (и этих видов технологий) и определения конкурентоспособности предлагаемой технологии.

Но перед коммерциализацией результатов научной деятельности необходимо оценить ценность научной работы, вытекающую из ее результата.

В законе этому вопросу уделяется особое внимание: статья 28 Закона гласит, что оценка научной работы — это деятельность, направленная на определение ценности результатов научной деятельности.

Оценка научной работы осуществляется юридическим лицом, имеющим лицензию, дающую право осуществлять оценочную деятельность.

Результаты оценки научных работ формализуются и служат основой для дальнейшего использования.

Если учесть, что результаты научно-исследовательской деятельности в Республике Узбекистан делают большой шаг в сторону коммерциализации, то какие достижения были достигнуты зарубежными странами, имеющими богатый опыт в этом отношении.

По сути, коммерциализация результатов научно-исследовательской деятельности — это процесс, связанный с практическим применением и внедрением технологий с целью вывода на рынок новой или усовершенствованной продукции, товаров, работ и услуг, имеющих экономический эффект.

Ниже приведены необходимые условия для коммерциализации результатов научно-технической деятельности:

1) документальные доказательства, подтверждающие создание результата научно-технической деятельности;

2) наличие прав на результаты научно-технической деятельности;

3) оценивание конкурентоспособности высокотехнологичной продукции, полученной по результатам научно-технической деятельности;

4) оценивание права на результаты научно-технической деятельности.

5) Проверка и валидность результатов исследования — это этап, на котором важно проверить и подтвердить их не только в лабораторных, но и в реальных условиях, приближенных к промышленному производству. Прежде чем третьи стороны будут заинтересованы в использовании результатов исследования, технические показатели должны быть независимо проверены и протестированы на практике.

6) лицензирование технологий – коммерциализация технологий может осуществляться путем заключения лицензионных соглашений с существующими или вновь созданными компаниями на рынке.

Помимо лицензионных соглашений, процедура предоставления технологий может осуществляться путем составления и других соглашений, к примеру, с университетами и научным учреждениями, которым принадлежит право на применение изобретений.

Подходы к распоряжению или продаже изобретения и право на их реализацию, в свою очередь, зависят от конкретных особенностей коммерческой сделки.

7) Организация нового бизнеса – если технология выбрана в качестве способа создания нового бизнеса для коммерциализации.

8) распределение доходов – доходы от лицензий распределяются на основании договоров, заключенных между изобретателем, университетом, лабораториями и технологиями и внутренними нормативными документами вуза. Доходы от деятельности стартап-компаний, созданных для внедрения технологий, распределяются между учредителями этих компаний в том же порядке, что и их доля.

Лидерство в области коммерциализации результатов научных исследований в мире занимают штаты США, Великобритания, Германия, Канада и Австралия. К числу развивающихся стран в этой области относятся Индия, Китай, Сингапур и Саудовская Аравия.

Технология передачи инноваций из университетов в промышленность является важной частью национальных дебатов о конкурентоспособности американской экономики.

Коммерциализация научно-исследовательской деятельности во многом определяется взаимоотношениями между основными участниками инновационного процесса — научными организациями и университетами, малыми фирмами, крупными корпорациями. В целях поощрения развития этих связей, а также путем поддержки совместных исследований до заключения соглашения в разных странах реализуются соответствующие программы.

Кроме того, существуют программы, которые поддерживают реализацию проектов по инновационной и технологической реструктуризации отрасли. В программе в основном принимают участие университеты, научные организации, компании, торговые ассоциации.

Научно-исследовательская и опытно-конструкторская оценки проектов и принятие решений осуществляется с использованием определенных критериев. В частности, проекты должны вносить значительный вклад в инновационную и технологическую реструктуризацию отрасли, результаты проекта должны применяться не только в одной компании, но и в одной или нескольких областях, наконец, проект должен иметь явное технологическое преимущество.

В зарубежных странах создаются центры, которые эффективно работают на коммерциализацию результатов исследований, которые способствуют развитию одной и той же территории, поскольку являются средством привлечения инвесторов в регионы и, с другой стороны, установления партнерских отношений между местными и иностранными предпринимателями, а также между ними и университетами.

Благодаря этому не только будут достигнуты экономические выгоды за счет таких центров, но и в результате процесс коммерциализации приведет к созданию новых малых и средних предприятий в области высоких технологий, увеличению налоговых поступлений и появлению дополнительной экономической активности.

Сегодня в Узбекистане существует ряд проблем и недостатков в коммерциализации результатов научных исследований. Одной из наиболее фундаментальных является отсутствие достаточного опыта в области коммерциализации результатов исследований. Не будет преувеличением сказать, что нам также нужны квалифицированные кадры, которые хорошо разбираются в этой области.

Кроме того, отсутствуют посредники (агенты), которые занимаются коммерциализацией результатов научно-исследовательской деятельности и которые ищут и привлекают инвесторов со всего мира.

С целью создания современных методов коммерциализации результатов научных исследований, поднятия их на новый уровень и дальнейшего совершенствования, на наш взгляд, желательно осуществить следующее.

Во-первых, разработать и утвердить в ближайшее время «дорожную карту» Узбекистана, которая должна быть реализована в этой связи, а также принять конкретные меры, направленные на коммерциализацию и оценку результатов научных исследований.

Во-вторых, создать при вузах Центры, занимающиеся коммерциализацией и оценкой результатов научных исследований, и четко определить их компетенцию и функции в законодательстве.

В-третьих, ввести институт посредников (агентов), занимающихся коммерциализацией научных исследований, их формированием, реализацией партнерских программ международного сотрудничества в этой области.

В-четвертых, оказывать содействие государству в участии в процессах коммерциализации результатов научных исследований крупных предприятий.

В-пятых, поддерживать отношения между государственным и частным секторами в области науки и инноваций (в рамках государственно-частного партнерства).

 

[1] Видеоселекторное совещание от 6 августа 2020 г. https://uzreport.news/economy/shavkat-mirziyoev-nauchnie-uchrejdeniya-doljni-monetizirovat-svoi-razrabotki

[2] Закон Республики Узбекистан «О науке и научной деятельности» от 29.10.2019 г. №ЗРУ-576 https://lex.uz/docs/4571492

[3] Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по ускоренному развитию туристической отрасли» от 05.01.2019 г. №ПП-4095 Приложение №2 https://lex.uz/docs/4141463

 

Ачилова Лилия Илхомовна Председатель совета молодых ученных ТГЮУ, PhD и.о. доцента кафедры «Бизнес право» Ташкентского государственного юридического университета

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *