Будучи непосредственными, упорными, бесстрашными, светлыми умом и разумом, дети могут создать нечто инновационное и, сами того не понимая, изменить мир к лучшему. В декабре минувшего года американский журнал Time объявил Ребенком года 15-летнюю школьницу из Колорадо Гитанджали Рао. Девочка обошла более пяти тысяч претендентов и получила признание за изобретенное ею устройство для выявления свинца в питьевой воде и устройство для борьбы с кибербуллингом. В 2019 году девочка попала в список самых значимых молодых людей по версии журнала Forbes, а в 2017 году была названа Лучшим молодым ученым Америки.
Годом ранее школьница из Калифорнии Эйша Кхаре изобрела приспособление для зарядного устройства, которое позволяло зарядить смартфон за 20–30 секунд. За свою крошечную нанобатарею-суперконденсатор девушка получила премию молодых ученых от Intel. За несколько лет до Эйши, эту премию получил Джек Андрака – американский подросток, который создал прототип тест-системы для диагностики рака и выиграл главный приз — грант в $75 000. Его тест-система, состоящая из нанотрубок, позволяет определить рак поджелудочной железы на ранней стадии во много раз быстрее, чем обычные диагностические тесты. 17-летний студент из Нидерландов Боян Слэнг помогает экологам всего мира очистить океан от миллионов километров мусора и пластика. Его новаторская платформа, напоминающая ската, засасывает бутылки и пластик в специальные отверстия, измельчает и складирует. Идея парня настолько привлекла общественность, что в 2015 ему удалось собрать более двух миллионов долларов. В результате, начиная с 2017 года, «скаты» уже очищают океан.
Не отстают и дети с постсоветского пространства. В 2014 году 17-летний Сергей Лукьянов изобрел инновационный метод лечения косоглазия. Суть метода состоит в том, что пациент должен соединять синие и красные картинки, используя специальные 3D-очки и программу. Метод адаптирован под разные возрастные категории. Так, для детей подобраны более простые изображения, а для взрослых – более сложные. Хотя еще рано говорить о том, что метод Лукьянова может полностью вылечить косоглазие, однако результаты впечатляют уже сегодня.
Дети – не просто следующее поколение. Дети – это ключ к светлому будущему, построенному на науке и знаниях. Каким же будет будущее Узбекистана? Мы спросили нескольких детей о том, как они видят науку.
Шахризода Алимбабаева, ученица 8 «Б» класса школы «Эрудит»
Что для меня наука? Это то, что нас окружает, – земля воздух, вода, люди. Зная, из чего состоит какое-либо вещество, мы можем многое понять, а значит, сможем развиваться, создавать что-то новое, познавать необычное. Благодаря науке мы сейчас пользуемся электричеством, теплой водой, передвигаемся на автомобиле, самолетах, теплоходах и уже на ракетах. Вообще можно перечислить еще много всего, что было создано благодаря науке. Я восхищаюсь такими великими учеными, как Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Джеймс Максвелл, Чарльз Дарвин и многими другими, кто внес огромный вклад в историю развития человечества. Я и ты можем стать не менее великими учеными. Не веришь? Если думаешь, что в ХХI веке в науке уже открыли все, что можно было, ты ошибаешься. Многие ученые тоже так считали, но они не остановились, они вышли за пределы своих возможностей. Так почему же мы не можем сделать это сегодня? Каждый человек обладает уникальным мышлением, мы можем произвести что-то новое, необычное, непривычное, совершенно неизведанное для человечества, и наши имена запомнятся на веки и перевернут этот мир. Считаю, что быть ученым, – это проявить смелость, не бояться выходить за границы привычных рамок, и я уверена, что мое поколение сможет это сделать. Все вместе мы сможем вывести человечество на новый уровень жизни. Лично меня очень интересует биология и анатомия, то, как работает организм живого существа, почему он реагирует на определенные вещества, почему человек часто болеет или наоборот. Я бы хотела создать вакцину от коронавируса, побороть смертельные болезни, такие как рак, ВИЧ, СПИД и другие. Я хотела бы найти способ лечения инвалидов, у которых паралич. Хочу найти способ лечения хотя бы одной болезни и помочь людям быть здоровее, а значит – счастливее.
Шаталина Вера, ученица 8 «Г» класса школы №6.
Человек уникален, уникален его разум, человек стал разумным благодаря деятельности своего мозга. Наш мозг не изучен полностью и таит в себе много загадок, но в моем понимании мозг – это что-то неземное. Всматриваясь в космос, в безграничное темное пространство, каждый может увидеть то, что рисует его воображение. И наука для многих людей может показаться магией. Однако именно разум является двигателем науки. На протяжении всей истории человечества благодаря разуму были совершены великие открытия, которые стали двигателем прогресса.
Фантазия всегда выходит за грани очевидного, но детская фантазия безгранична. Луна похожая на сыр, или месяц, который улыбается, снежный покров, как теплое пушистое одеяло, или же наша планета, похожая на космический корабль. Дети живут мечтами. И каждое великое открытие зарождается именно в мечтах, которые при должном усердии обязательно реализуются и воплощаются в реальности. Поэтому можно сказать, что наука зародилась в мечтах детей.
Наука является основой развития всего человечества. Сверхзвуковая скорость, здания, которые парят в небе или же города, построенные на дне океана либо в бескрайних просторах космоса – в настоящее время это все можно назвать фантастическими мечтами, которые благодаря колоссальной работе ученых могут стать реальностью. Поэтому основным двигателем прогресса является способность человека фантазировать, мечтать и, конечно же, прилагать невероятные усилия и настойчивость для реализации поставленных целей.
Я увлечена изучением химии, физики, биологии, математики, геометрии. Почти все свободное время я изучаю любимые предметы. Стараюсь узнать как можно больше информации, понять закономерности, изучить процессы и раскрыть для себя как можно больше секретов любимых наук. Мне бы очень хотелось иметь больше возможностей для изучения моих любимых предметов наглядно, то есть расширять кругозор, изучать новые методики и подходы при помощи практических занятий, экспериментов, которых очень не хватает в школьном образовании. Ведь нельзя же познать неизведанное, сделать открытие без возможности видеть, ощущать, исследовать, ошибаться, исправлять ошибки и снова пробовать воплотить свою мечту в реальность.
Моя заветная мечта – в будущем изобрести такое лекарство, которое будет способно избавить человечество от всех известных и неизвестных болезней. Для достижения своей цели я готова совершенствовать себя, много трудится, изучать труды различных ученых, проводить опыты, решать сложные задачи и, конечно же, мечтать и фантазировать. Для реализации поставленной цели я стараюсь уделять время и иностранным языкам, чтобы иметь возможность изучать опыт зарубежных ученых. И я уверена, что мои старания обязательно принесут свои плоды уже в недалеком будущем.
Сегодня очень серьезной проблемой для всего человечества на нашей планете является болезнь, которая губит миллионы людей, прогрессирует с каждым часом, и единственное, что может помочь, – это наука. На страже человеческих жизней стоят врачи, химики, физики и многие другие ученые, которые трудятся и днем, и ночью для того, чтобы победить невидимого врага и дать возможность людям облегчить их страдания, чтобы они могли быть уверенными в завтрашнем дне и просто жить счастливо.
Подводя итог, хочу отметить, что каждый ребенок является ученым, но не все дети, вырастая, становятся ими, потому что мало кто из взрослых продолжает также искренне мечтать и фантазировать, как в детстве. И если бы детская способность мечтать не покидала взрослых, я уверена, что наши научные познания были бы на порядок выше имеющихся. Ведь все искренние мечты обязательно исполняются, поэтому я считаю, что наука зародилась в мечтах у детей!
Мадина Отабекова, ученица 8 «Б» класса «Эрудит»
Люди могут подумать, что дети не любят учиться. А некоторые дети, может, считают, что им это даже не нужно. Но я не согласна с мнениями обеих сторон. Лично мне нравится изучать новые исследования и читать книги.
Особенно люблю биологию и физику.
Вы можете предположить, что биология и физика не имеют ничего общего, но они идеально сочетаются друг с другом, и особенно с химией, хотя они известны как три самостоятельных предмета.
Наука – это волшебное знание, в котором материя, жизнь и уроки соединяются вместе и образуют удивительное сочетание.
Каждый предмет по-своему чудесен.
Химия – это исследование, в котором два разных элемента образуют совершенно другой компонент, который, возможно, в будущем будет действительно полезен в биологии.
Биология – это еще одна ветвь науки, где вы изучаете растения, клетки, организмы человека и всех живых существ.
И что мне нравится в физике, так это то, что она практична и изучает все – от падения яблока до черных дыр.
Физика также во многом связана с химией. Все эти удивительные ветви знания объединяются в красивое, большое и сильное дерево.
Я хочу сказать всем детям: любите учиться, даже если это сложно. Обучение – это копание колодца иглой. Но оно того стоит. Я благодарна своим родителям и учителям за то, что они научили меня любить учиться. Я надеюсь, что когда-нибудь многие люди поймут мое послание и начнут читать и учиться, чтобы в будущем стать успешными людьми.
Адель Калимуллина, ученица 10 класса школы №80
Я родилась в смешанном браке и с самого раннего детства воспитывалась в двух разных культурах. Начиная с шестого класса, стала понимать, что мне интересно изучение культур разных народов, их традиций и обычаев. В скором времени моя подруга предложила мне послушать корейскую музыку, которая вдохновила меня на изучение корейского языка, и я удивилась, когда поняла, насколько же этот язык прекрасен. Корейский язык оказался очень мягким и красивым, изучать его одно удовольствие. Изучая этот язык, я начала углубляться и в саму культуру.
Мне кажется, что изучение различных культур – это очень важная часть образования в нашем современном обществе. Учитывая то, насколько люди стараются быть толерантными, понимаешь, как важно знать культуры и языки разных национальностей.
Все. Я надеюсь, что изучение культур разных стран, их истории и мифов станет популярным в ближайшем будущем, потому что, как мне кажется, это важная составляющая нашей жизни на данный момент.
Агата Данилова, ученица 10 класса школы №80
У каждого человека есть свое любимое увлечение, хобби, которому он посвящает свое свободное время. Для меня это рисование. Рисование дает мне радость творчества, за ним я забываю о хлопотах и заботах трудного дня. Я отдыхаю душой, когда беру в руки карандаши и краски и начинаю рисовать те образы, которые приходят мне в голову.
Бывает и так, что рисунок заставляет меня расстраиваться – задумка, которая не получилась, идея, которая в голове выглядела куда лучше, чем на бумаге. Но я не опускаю руки и не сдаюсь. Иногда что-то надо отложить, чтобы вернуться к нему позже. Ведь для рисующего человека вдохновение очень важно. Но иногда я пересиливаю себя и делаю работу над ошибками, ищу ответы на вопросы, почему не вышло это или то. Так вырабатываются навыки. Больше всего мне нравится рисовать масляными красками, благодаря им, по моему скромному мнению, картины получаются наиболее реалистичными, насыщенными и живыми. Но и от использования других средств рисования – акварели, гуаши, карандашей, мелков и т.д. – я не отказываюсь. В каждом материале есть что-то особенное и неповторимое. Ведь рисование дает мне то удовлетворение от творчества, которое делает жизнь любого человека осмысленной.
Диёра Абдуллаева, ученица 8 «Б» класса школы «Эрудит»
Сейчас я интересуюсь биологией и химией. Химия мне нравится потому, что мне интересно узнавать много нового о разных веществах и их составе, также мне нравятся разные химические реакции. По биологии мы сейчас проходим строение человека, и это очень меня увлекает: узнавать и понимать, что и как происходит в нашем организме.
Муслима Саидвалиева, ученица 8 «Б» класса школы «Эрудит»
Что значит для меня наука? Что ж, пожалуй, стоит начать с того, что для каждого наука субъективна. Кто-то верит в нее, кто-то нет. Кому-то наука нравится, а кому-то доставляет огромные хлопоты. С наукой мы сталкиваемся каждый день, с самого рождения. Наверняка многие понимают, почему. Физика, химия, биология… все это мы знаем со школьных лет. Хочу сказать, что наукой в основном занимаются флегматики. Спокойные, много думающие и умные. Кажется, идеальные ученые. Моя любимая наука — это литература. Изучать жизнь писателей, анализировать произведения разного жанра, испытывать эмоции от прочитанного. Многое значит для меня просто погружаться в этот литературный мир. Хочу заметить, что почти у каждого есть своя любимая наука, не важно, какая. И если вы нашли, какая наука вам больше всего нравится, то, думаю, самое время ею заняться. Саморазвитие – наше все!