Начало учебного года в сентябре показало, что мы снова возвращаемся к проблемам, с которыми столкнулись в последней четверти прошлого учебного года: вопросы работы онлайн или возвращения учеников в традиционный формат обучения стоят очень остро, и каждый вариант имеет свои плюсы и минусы.
Но что стало очевидно, так это то, что, даже при возвращении в оффлайн, интернет-коммуникации и использование ресурсов Интернета в учебном процессе становятся уже не возможностью, а необходимостью, вызванной ситуацией в пост-пандемических условиях.
Многие родители очень категорично возражают против введения Интернета в процесс обучения своих детей. На это есть причины: Интернет содержит большое количество разнообразных угроз, и справиться с ними нелегко. Тем не менее, есть два варианта родительского поведения: либо полностью запрещать пользоваться ресурсами сети, либо учить ребенка правильно ориентироваться в обилии информации, которую предоставляет Интернет.
Мне предпочтителен второй вариант, так как Интернет распространился настолько широко и стал настолько доступен, что запрещать его – это все равно что пытаться остановить цунами с помощью закрытой двери. Дети так или иначе будут стремиться использовать ресурсы Интернета, так что же лучше: чтобы они работали в нем совершенно самостоятельно или все-таки под присмотром? Тем более, что Интернет содержит в себе не только угрозы, но и возможности, с которыми ребенку когда-нибудь придется работать.
Если родители или учителя пришли к решению вводить интернет-ресурсы в обучение, прежде всего необходимо побеспокоиться о безопасности. Виды угроз, которые возникают при самостоятельной работе ребенка в Интернете, я бы разделила на несколько категорий: это угрозы непосредственно физическому и ментальному здоровью ребенка, и угрозы, которые связаны с использованием определенных функций Интернета.
В первой категории можно выделить риски, связанные с общением ребенка в сети, а именно: суицидальные группы, вовлечение ребенка в антисоциальные или преступные действия, кибер-буллинг и тому подобное. В превентивных целях, необходимо ознакомить ребенка с правилами безопасности, основное из которых – немедленно сообщать родителю о подозрительных контактах или происшествиях.
Предварительно, перед работой, можно воспользоваться многочисленными способами защиты: приложения «родительский контроль», фильтры, открытие «детского аккаунта» для ребенка и т.д. Следует учитывать, что многие дети, особенно подростки, лучше родителей ориентируются в технической стороне вопроса, и знают, как обойти родительский контроль, поэтому я бы рекомендовала основывать ваши правила безопасности в первую очередь на взаимном доверии между вами и ребенком. Ребенок не должен бояться сообщить родителю о происшествии, поэтому постарайтесь убедить его в вашей лояльности.
Было бы правильно, если бы родитель или учитель продемонстрировал ребенку возможные сценарии возникновения угроз, а не просто ограничился перечислением правил, так как дети легче запоминают практическую демонстрацию. Например, показать, что такое «поп-ап», то есть всплывающие рекламные сообщения, и что может произойти, если ребенок перейдет по ссылке. Или показать, как следует действовать, если незнакомый человек пытается установить контакт по сети или просит предоставить какую-то информацию. Объясните ребенку, как злоумышленник может навредить ему или другим людям, и всегда подчеркивайте, что ребенку не грозят никакие последствия, если только он будет своевременно сообщать обо всех угрозах.
Также, следует сразу предупредить ребенка о наличии контроля с вашей стороны, это продемонстрирует степень вашего доверия, и в то же время не позволит ребенку из любопытства открывать неблагонадежные источники. Будет полезно, если вы будете часто интересоваться работой ребенка в сети, узнавать его предпочтения, сайты, которыми он пользуется, и вопросы, которыми интересуется, и предлагать свою помощь.
Если вопросы безопасности уже проработаны, возникает следующий вопрос – насколько эффективна работа с интернет-ресурсами? Здесь учащемуся тоже потребуется помощь.
Во-первых, необходимо научить ребенка анализировать и отсеивать ненадежные источники информации. Интернет заполнен противоречивой и недостоверной информацией, которую многие воспринимают всерьез. Будет лучше, если вы заранее покажете ученику проверенные ресурсы, где он может найти информацию по интересующей его теме.
Во-вторых, многих родителей и учителей беспокоит обработка информации, то есть не сведется ли использование Интернета к простому копированию или воровству готовых рефератов и курсовых? Надо сказать, что это зависит во многом от того, какое задание поставлено перед учеником. Если задание сводится к простому конспектированию темы, ученики так или иначе будут откуда-то переписывать, и даже неважно, будет ли это копирование с книги или с интернет-ресурса. Новые методики обучения опираются на выработку навыков и умение практически использовать освоенную информацию. Современное образование требует реформ, написание «ручных» конспектов или выполнение заданий типа «выучил-рассказал-забыл» уже не соответствует стандартам, с учетом того, что впоследствии, при поступлении в ВУЗ или устройстве на работу, требуются совсем другие навыки и методы освоения информации. И в этом направлении мы опять упираемся в необходимость реформирования и внедрения новых методик преподавания.
Интернет может стать эффективной частью учебного процесса, так как он содержит огромное количество информации, может обеспечить относительно дешевый доступ к книгам и обучающим ресурсам, не требует личного присутствия учащегося, и позволяет самостоятельно планировать свое обучение.
Конечно, пока интернет-ресурсы являются лишь дополнением к традиционной системе образования, но возможно, в недалеком будущем, онлайн обучение станет более распространенным и даже привычным, и с учетом этого, есть смысл включаться в процесс освоения информационных ресурсов уже сейчас.
Аллабердиева У.