«Раньше дизайн был той приправой, которую вы посыпали для вкуса; теперь это мука, которая нужна вам в начале рецепта»- Джон Маеда (бывший президент RISD, США)

 

Дизайн был неотъемлемой частью жизни человека с момента существования. Союз науки и дизайна веками создавал функциональные и эстетические продукты. С конца 1990-х годов идеи о творчестве и креативной экономике становятся все более важными в дискурсе образования и экономического развития (Bill, 2012). Ранние модельеры, такие как Коко Шанель, Кристиан Диор, Кристобаль Баленсиага, не имели формального образования в области моды, поскольку мода создавалась в ограниченном количестве и не использовалась в массовом производстве до 21 века.

И целью 21 века становится произведение привлекательных продуктов для большей доли рынка. Одежда, которая после промышленной революции стала модой, оказала значительное влияние на социальные, экономические и культурные аспекты экономики. Одежда — это тень культур и образа жизни, это экспонат, который нация предлагает своему туристическому сектору. Сектор ремесел также визуализирует культурные аспекты в различных артефактах, увеличивая ассортимент товаров для жителей и туристов. По мере того, как индустриализация переместилась в страны с развивающейся экономикой, индустрия моды стала для этих стран важным стимулом роста экономики. Недавний прогресс в Бангладеш — очевидный пример такого прогресса (Bala et al., 2020).

Богатое наследие Узбекистана и его историческая связь с торговлей хлопком и шелком открывает огромные возможности для развития в этом секторе. Однако с распадом Советского Союза в производственно-сбытовой цепочке хлопка наблюдались серьезные нарушения. Академическая литература (Theodoridis et al., 2014; McGuire & Laaser, 2018) показывает, что урожайность хлопка в Узбекистане снизилась за последние три десятилетия (Руденко и др., 2008; Руденко и др., 2009; Джанибеков и др., 2010; Келлер, 2015; Свинкельс и др., 2016). В дальнейшем страна увеличила импорт, так как отрасли не могли повысить стоимость хлопка или конечный продукт не имел желаемого качества и спроса.

Если мы посмотрим на ситуацию в целом, то прогресс в швейном и текстильном секторах не может быть ускорен без сильной системы дизайнерского образования. Мода – это трудоемкая отрасль, и для бесперебойной работы компаний требуются различные уровни развития навыков. Человеческий ресурс модной индустрии и текстиля представлен фабричными рабочими (низкой, средней и высокой квалификации), надомными работниками (вышивальщиками, создателями украшений) и образованными рабочими (дизайнерами, мерчендайзерами, менеджерами по производству), которые влияют на конечную стоимость продукции. В настоящее время в Узбекистане квалифицированный кадровый ресурс отсутствует на всех уровнях. Начиная с производственного сектора, мы видим, что, хотя страна является одним из самых крупных производителей хлопка, сектор экспорта одежды и внутренние местные бренды недостаточно развиты. Основная причина этого заключается в том, что швейные фабрики не имеют обученных техников для облегчения производственного процесса. В 1950-х годах правительство Индии создало промышленные учебные заведения (Industrial Training Institutes (ITI)) для содействия развитию навыков в обрабатывающей промышленности. Это привело к быстрому росту экспортного потенциала и сделало страну одним из самых сильных производителей в мире. Такие учебные заведения также способствуют повышению уровня квалификации ремесленников, который в настоящее время отсутствует в Узбекистане. Производительность в швейном секторе – это непрерывный процесс, который обеспечивается регулярным реинжинирингом и мониторингом процессов. Поэтому промышленное машиностроение является одной из областей, требующих внимания со стороны инженерных учебных заведений страны.

 

Что касается модных товаров, разработка продуктов играет важную роль в удержании потребительского рынка. Узбекские компании производят в основном трикотаж (футболки, нижнее белье и т. д.). Ткани хорошего качества, такие как смесь полиэстера или тканый хлопок, отсутствуют в производственно-сбытовой цепочке. В результате отечественные компании, производящие женскую или мужскую одежду, импортируют ткань из Турции, Индии или Бангладеш. Развитие продукта в цепочке создания стоимости очень слабое, так как его не поддерживают дизайнеры. Ташкентский текстильный институт и MDIS — единственные школы, в которых программы по текстилю и моде недостаточны для удовлетворения текущего спроса в стране. Удивительно, но большинство граждан Узбекистана носят одежду, импортируемую из Китая, и страна теряет значительную долю денег в импорте. Товары с удачным дизайном увеличивают внутреннюю и экспортную выручку и укрепляют швейный сектор. В конце цепочки создания стоимости стоит задача маркетинга и брендинга модного продукта. Руководители отдела маркетинга в сфере моды играют очень важную роль от разработки сильных маркетинговых стратегий до развития сильных брендов.

Модный продукт имеет другие атрибуты по сравнению с другими, и поэтому образование в этой области имеет решающее значение для успеха. Развитые страны первыми осознали ценность образования для этого сектора. В США и Великобритании работают лучшие школы моды и текстиля, имеющие многолетний опыт. Сегодня самые популярные дизайнерские дома и бренды приходят к нам из развитых стран. Образовательные программы по дизайну — это естественная связь между промышленностью, академическим сообществом и получателями помощи. Они способствуют внедрению новых технологий в системы цепочки поставок, разработке новых проектов с использованием новых технологий, культур и этических вопросов, помогают в решении проблем отрасли, изучают модели потребительского спроса и отслеживают прогресс во внутренней и внешней торговле. Совсем недавно (в 2020 году) Международный Вестминстерский университет в Ташкенте (МВУТ) запустил программу для руководителей и программу подготовки бакалавров по маркетингу моды и стиля жизни. Это поможет студентам, предпринимателям и руководителям отрасли изучить передовой опыт в сфере моды и текстиля с глобальной точки зрения. Текущий кризис COVID-19 ускорил прогресс цифрового маркетинга во всех отраслях. Однако, как показывает практика, в узбекском швейном бизнесе онлайн-продажи вообще отсутствуют. Это серьезный недостаток на рынке, который требует неотложного внимания со стороны заинтересованных сторон.

В научной литературе (Хурана и Рябчиков, 2016; Хурана и Рябчиков, 2017; Хурана и Рябчиков, 2018) высказывается мнение о важности дизайнерского образования для развивающихся экономик. Прогресс, достигнутый благодаря организованному сектору, нельзя отрицать, и примеры стран Азии и Африки показывают, что без надлежащих систем образования этот социально-экономический и культурный прогресс не может быть достигнут. Узбекистан-страна с богатым наследием и культурой, которые служат очень прочной базой для развития модного и текстильного сектора. Производство все больше смещается в сторону развивающихся частей мира из-за роста цен на рабочую силу и логистики. Узбекистан имеет обильные поставки хлопка, который является очень важной частью цепочки создания стоимости. Это самое подходящее время, чтобы использовать сильные стороны страны и извлекать из них экономические выгоды. Наконец, инвестиции в систему образования путем открытия университетов и центров повышения квалификации, ориентированных на обучения дизайну, должны способствовать развитию молодежи страны.

Каран Хурана, Старший преподаватель Вестминстерского университета, PhD по менеджменту

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *