«Раньше дизайн был той приправой, которую вы посыпали для вкуса; теперь это мука, которая нужна вам в начале рецепта»- Джон Маеда (бывший президент RISD, США)
Дизайн был неотъемлемой частью жизни человека с момента существования. Союз науки и дизайна веками создавал функциональные и эстетические продукты. С конца 1990-х годов идеи о творчестве и креативной экономике становятся все более важными в дискурсе образования и экономического развития (Bill, 2012). Ранние модельеры, такие как Коко Шанель, Кристиан Диор, Кристобаль Баленсиага, не имели формального образования в области моды, поскольку мода создавалась в ограниченном количестве и не использовалась в массовом производстве до 21 века.
И целью 21 века становится произведение привлекательных продуктов для большей доли рынка. Одежда, которая после промышленной революции стала модой, оказала значительное влияние на социальные, экономические и культурные аспекты экономики. Одежда — это тень культур и образа жизни, это экспонат, который нация предлагает своему туристическому сектору. Сектор ремесел также визуализирует культурные аспекты в различных артефактах, увеличивая ассортимент товаров для жителей и туристов. По мере того, как индустриализация переместилась в страны с развивающейся экономикой, индустрия моды стала для этих стран важным стимулом роста экономики. Недавний прогресс в Бангладеш — очевидный пример такого прогресса (Bala et al., 2020).
Богатое наследие Узбекистана и его историческая связь с торговлей хлопком и шелком открывает огромные возможности для развития в этом секторе. Однако с распадом Советского Союза в производственно-сбытовой цепочке хлопка наблюдались серьезные нарушения. Академическая литература (Theodoridis et al., 2014; McGuire & Laaser, 2018) показывает, что урожайность хлопка в Узбекистане снизилась за последние три десятилетия (Руденко и др., 2008; Руденко и др., 2009; Джанибеков и др., 2010; Келлер, 2015; Свинкельс и др., 2016). В дальнейшем страна увеличила импорт, так как отрасли не могли повысить стоимость хлопка или конечный продукт не имел желаемого качества и спроса.
Если мы посмотрим на ситуацию в целом, то прогресс в швейном и текстильном секторах не может быть ускорен без сильной системы дизайнерского образования. Мода – это трудоемкая отрасль, и для бесперебойной работы компаний требуются различные уровни развития навыков. Человеческий ресурс модной индустрии и текстиля представлен фабричными рабочими (низкой, средней и высокой квалификации), надомными работниками (вышивальщиками, создателями украшений) и образованными рабочими (дизайнерами, мерчендайзерами, менеджерами по производству), которые влияют на конечную стоимость продукции. В настоящее время в Узбекистане квалифицированный кадровый ресурс отсутствует на всех уровнях. Начиная с производственного сектора, мы видим, что, хотя страна является одним из самых крупных производителей хлопка, сектор экспорта одежды и внутренние местные бренды недостаточно развиты. Основная причина этого заключается в том, что швейные фабрики не имеют обученных техников для облегчения производственного процесса. В 1950-х годах правительство Индии создало промышленные учебные заведения (Industrial Training Institutes (ITI)) для содействия развитию навыков в обрабатывающей промышленности. Это привело к быстрому росту экспортного потенциала и сделало страну одним из самых сильных производителей в мире. Такие учебные заведения также способствуют повышению уровня квалификации ремесленников, который в настоящее время отсутствует в Узбекистане. Производительность в швейном секторе – это непрерывный процесс, который обеспечивается регулярным реинжинирингом и мониторингом процессов. Поэтому промышленное машиностроение является одной из областей, требующих внимания со стороны инженерных учебных заведений страны.
Что касается модных товаров, разработка продуктов играет важную роль в удержании потребительского рынка. Узбекские компании производят в основном трикотаж (футболки, нижнее белье и т. д.). Ткани хорошего качества, такие как смесь полиэстера или тканый хлопок, отсутствуют в производственно-сбытовой цепочке. В результате отечественные компании, производящие женскую или мужскую одежду, импортируют ткань из Турции, Индии или Бангладеш. Развитие продукта в цепочке создания стоимости очень слабое, так как его не поддерживают дизайнеры. Ташкентский текстильный институт и MDIS — единственные школы, в которых программы по текстилю и моде недостаточны для удовлетворения текущего спроса в стране. Удивительно, но большинство граждан Узбекистана носят одежду, импортируемую из Китая, и страна теряет значительную долю денег в импорте. Товары с удачным дизайном увеличивают внутреннюю и экспортную выручку и укрепляют швейный сектор. В конце цепочки создания стоимости стоит задача маркетинга и брендинга модного продукта. Руководители отдела маркетинга в сфере моды играют очень важную роль от разработки сильных маркетинговых стратегий до развития сильных брендов.
Модный продукт имеет другие атрибуты по сравнению с другими, и поэтому образование в этой области имеет решающее значение для успеха. Развитые страны первыми осознали ценность образования для этого сектора. В США и Великобритании работают лучшие школы моды и текстиля, имеющие многолетний опыт. Сегодня самые популярные дизайнерские дома и бренды приходят к нам из развитых стран. Образовательные программы по дизайну — это естественная связь между промышленностью, академическим сообществом и получателями помощи. Они способствуют внедрению новых технологий в системы цепочки поставок, разработке новых проектов с использованием новых технологий, культур и этических вопросов, помогают в решении проблем отрасли, изучают модели потребительского спроса и отслеживают прогресс во внутренней и внешней торговле. Совсем недавно (в 2020 году) Международный Вестминстерский университет в Ташкенте (МВУТ) запустил программу для руководителей и программу подготовки бакалавров по маркетингу моды и стиля жизни. Это поможет студентам, предпринимателям и руководителям отрасли изучить передовой опыт в сфере моды и текстиля с глобальной точки зрения. Текущий кризис COVID-19 ускорил прогресс цифрового маркетинга во всех отраслях. Однако, как показывает практика, в узбекском швейном бизнесе онлайн-продажи вообще отсутствуют. Это серьезный недостаток на рынке, который требует неотложного внимания со стороны заинтересованных сторон.
В научной литературе (Хурана и Рябчиков, 2016; Хурана и Рябчиков, 2017; Хурана и Рябчиков, 2018) высказывается мнение о важности дизайнерского образования для развивающихся экономик. Прогресс, достигнутый благодаря организованному сектору, нельзя отрицать, и примеры стран Азии и Африки показывают, что без надлежащих систем образования этот социально-экономический и культурный прогресс не может быть достигнут. Узбекистан-страна с богатым наследием и культурой, которые служат очень прочной базой для развития модного и текстильного сектора. Производство все больше смещается в сторону развивающихся частей мира из-за роста цен на рабочую силу и логистики. Узбекистан имеет обильные поставки хлопка, который является очень важной частью цепочки создания стоимости. Это самое подходящее время, чтобы использовать сильные стороны страны и извлекать из них экономические выгоды. Наконец, инвестиции в систему образования путем открытия университетов и центров повышения квалификации, ориентированных на обучения дизайну, должны способствовать развитию молодежи страны.
Каран Хурана, Старший преподаватель Вестминстерского университета, PhD по менеджменту