ПРОЕКТ  УКРЕПЛЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ЦЕЛЯХ ПРОДВИЖЕНИЯ,

ЗАЩИТЫ И РАСШИРЕНИЯ ПРАВ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЖЕНЩИН В УЗБЕКИСТАНЕ

СОДЕРЖАНИЕ

1. Сокращения, пояснения:

  1. Предыстория

2.1 Фокус исследования

2.2. Цели и задачи исследования

  1. Методология

3.1 Выборка

3.2.Социально-демографическая характеристика опрошенных респондентов.

  1. Результаты исследования с представлением органов самоуправления граждан

 4.1. Домашнее насилие и формы его проявления

  1. Результаты исследования в фокус-группах с участием уязвимых женщин из группы и риска из семей в махаллях

5.1. Домашнее насилие и формы его проявления

  1. Выводы
  2. Рекомендации

 

Сокращения, пояснения:

МФЙ — узб. Махалля фукаролар йигини; рус. — Махаллинский сход граждан
Примирительная комиссия — узб. Яраштирув комиссияси; рус.- Примирительная комиссия при МФЙ
Посбон — добровольный сотрудник правоохранительных органов при махалле
ДОУ — дошкольное образовательное учреждение
Пособие — одна из форм материального обеспечения населения
Таморка — придворовой участок, подсобное хозяство
Мардикор — наемный работник
Келин — невестка

Аннотация:

Данное исследование было проведено в рамах проекта «Укрепление гражданского общества в целях продвижения, защиты и расширения прав и возможностей женщин в Узбекистане».

Целью данного исследования было проведение исследования 30 махаллей по Ферганской области. Ферганская область – уникальное место в Средней Азии. Здесь, несмотря на бросающиеся в глаза признаки цивилизации, люди до сих пор четко придерживаются уходящих в века обычаев и традиций.

Конституция и национальное законодательство Узбекистана провозглашают равенство мужчин и женщин как в семье, так и в обществе. Однако на практике женщины не используют эти права в полной мере. Некоторые традиционные культурные ценности развивают стереотипы гендерных ролей и поведения, которые в значительной степени становятся причиной домашнего насилия и его репродукции в последующих поколениях.

Насилие над женщинами является глобальной проблемой. Общепризнано, что насилие в отношении женщин — и домашнее насилие в частности — не имеет границ, не связано с какими-либо определенными социальными группами, образованием или экономическим развитием страны. В разных странах домашнее насилие принимает разные формы и требует различных путей решения. Насилие против женщин является частью насилия против человека вообще, и его последствия затрагивают всё общество в целом. Вместе с тем его нельзя рассматривать вне общего социального окружения и культурных корней. Тема домашнего насилия — очень деликатная, потому что, как правило, о случаях такого насилия становится известно лишь тогда, когда происходит нечто из ряда вон выходящее – убийство или самоубийство женщины. Долгое время в Узбекистане не признавалась проблема домашнего насилия, не было нормативно-правовой базы, на основании которой можно было бы бороться с данным явлением.

С одной стороны – в стране в переходный период, когда были провозглашены принципы демократии и гражданского общества, наметилась тенденция роста активности женщин во всех сферах жизни. Женская эмансипация стала реальным явлением в обществе, в котором мужчины на протяжении веков традиционно и главное — неоспоримо — занимали главенствующее место. Последние годы  принесли новые изменения во всех сферах жизни, в том числе коренные изменения в традиционных соотношениях полов. Рыночные реформы привели к тому, что мужчины оказались не способны выполнять свою традиционную роль в обеспечении материального благополучия семьи, и эта роль во многих семьях стала исполняться женщинами.

С другой стороны, экономические, социальные и политические последствия  затронули без исключения всех. Растущие бедность и безработица отразились, конечно же, и на мужчинах, и на женщинах. Однако положение женщин оказалось более тяжёлым вследствие специфически женских задач репродукции и поддержания семьи.

Борьба с насилием против женщин и за развитие гендерного равенства в нашей стране имеет не очень долгую историю. Несколько лет назад это было совершенно новой темой, новым взглядом на социальную действительность. Необходимо было создать почву для выявления и признания фактов насилия против женщин — и в первую очередь домашнего насилия как серьёзной социальной проблемы, а не частного, «семейного» дела. Домашнее насилие и сексуальные домогательства — гораздо более скрытая проблема, и борьба с ней зачастую рассматривается как вторжение в частную жизнь, а иногда — как посягательство на возрождение культурных традиций.

Настоящее социологическое исследование было проведено в трех районах Ферганской области с целью, выявить отношение населения, как мужчин, так и женщин, к проблеме домашнего насилия, степень распространённости этого вида насилия и определить возможные пути для искоренения этого явления. Именно поэтому было проведено исследование с фокусом внимания не на случаи, а на факторы и причины домашнего насилия и отношение к нему. Интервьюировались не только жертвы насилия, свекрови и невестки, выбранные из общего списка жителей махали, но и представители органов самоуправления граждан.

Исследование проводилось Д.Тухтасыновой в Ферганской области в городе Фергане, Ферганском и Язьяванском районах.  Организатором и партнером проведения исследования был центр «Мехржон».

1.1 Фокус исследования

В фокусе исследования находилась семья, существующая в рамках  окружающей общины, а также отношения внутри семьи, между ее членами: в особенности невестками и их мужьями, невестками и свекровями, другими членами семьи.

1.2 Цели и задачи исследования

Целью исследования являлось изучение факторов, влияющих на репродукцию домашнего насилия в Ферганской области, таких как стереотипы традиционного отношения к женщине в семье и обществе, общественное мнение, его влияние и роль в репродукцию домашнего насилия и стратегии жертв насилия, используемые для разрешения конфликтов. Одновременно исследование ставило своей целью через фокус групповых дискуссий изучение уровня осведомленности представителей махалли по гендерным вопросам и вопросам насилия в отношении женщин и девочек, о масштабах, видах, формах и последствиях домашнего насилия в отношении женщин в семье.

Исходя из целей исследования, были сформулированы следующие задачи:

  • Выявить осведомленность, как мужчин, так и женщин, в вопросах прав и свобод, в вопросах домашнего насилия, понимания этого явления как прямого нарушения прав человека.
  • Определить отношение различных групп населения: свекровей, невесток (жён), мужей, представителей органов самоуправления граждан к проблеме домашнего насилия.
  • Подготовить всесторонний обзор актуальности  проблемы домашнего насилия и масштабов этого явления в сельских и городских регионах.
  • Изучить и проанализировать причины домашнего насилия.
  • Проанализировать последствия домашнего насилия в отношении женщин.
  • Выявить необходимость создания системы  предоставления услуг,  изучить уровень потребности в  оказании  поддержки жертвам насилия.
  • Определить возможные действия для предотвращения случаев домашнего насилия.
  • Повысить и расширить местное осознание и понимание домашнего насилия против женщин, его причины и последствия среди местных общин, правительства и средств массовой информации.
  • Прояснить роли всех сторон семейного конфликта, т.е. женщин-жертв, их мужей, свекровей, родителей и местной общины.

2. МЕТОДОЛОГИЯ.

Исследование осуществлялось с использованием качественного метода социологического исследования, а именно фокус-групповые дискуссии.

Выборка для проведения фокус-групповых исследований была проведена представителями центра «Мехржон» в партнерстве с управлением «Махалли и семьи» Ферганской области. Данная выборка позволила исследовать город Фергану и два района: Ферганский и Язьяванский, в общей сложности по 10 махаллей в каждом регионе, всего 30 махаллей. Несмотря на то, что по плану в каждом районе было предусмотрено провести исследование только в 10 МФЙ, в  Ферганском районе были исследованы 12 махаллей, в которых было проведено 64 фокус-групповых дискуссий. Это было сделано для того, чтобы получить более объективную картину в рамках этого исследования. Жителей данного района разделяет не только географическая отдаленность, но и разный этнический состав жителей, традиции, уровень инфраструктуры, развития промышленности.

  1. Из них 32 – с представителями органов самоуправления граждан. В эту группу вошли председатели махаллей, заместители председателя по вопросам работы с женщинами, другие заместители, посбоны, активисты махалли.
  2. 32 – с женщинами, попавшими в трудную жизненную ситуацию.

 

Для проведения фокус-групповых  обсуждений было особое внимание уделено   созданию атмосферы безопасности с целью, чтобы каждый респондент мог  свободно высказывать своё мнение.  Дискуссии фиксировались протоколом с тем, чтобы ни одно из высказанных мнений не осталось упущенным. Все респонденты были предупреждены, что беседа носит строго конфиденциальный характер. Это дало возможность всем участникам открыто и искренне высказывать своё мнение.

К проведенным беседам был проявлен искренний интерес со стороны респондентов. Это связано с  тем, что в таком формате с жителями махалли никто не общается. Если их приглашают на встречи, то такие встречи в большинстве своем проводятся формально, для галочки. Проблемы и чаяния жителей не выслушиваются. Несмотря на деликатность темы обсуждения, женщины не выражали неудовлетворения поставленными вопросами и не пытались скрыть проблему за ничего не значащими высказываниями. Напротив, они очень серьезно подошли к обсуждению и признали факт существования такой проблемы в их семьях.  После проведения дискуссий к группе, проводившей исследования (представители местных органов власти: председатели махалли, участковые, которые участвовали в дискуссии, депутаты местных Советов), подходили женщины и мужчины просили почаще проводить такие обсуждения. В свою очередь свекрови благодарили за возможность участия в фокус-группах, так как это заставило их задуматься над собственным отношением к своим невесткам, кроме этого, просили проводить такие беседы не только с женщинами, но и мужчинами.  По итогам встреч и проведения дискуссий, женщины имели возможность остаться и получить консультацию юриста или психолога.

2.1 Выборка.

Каждая фокус-группа состояла минимум из 10 участников.  Были составлены списки для каждой целевой группы, в которую были включены такие индикаторы, как возраст, занятость, количество детей. Фокус-групповые дискуссии проводились женщиной (Д.И.Тухтасиновой) узбекском языке, что позволило создать необходимую для данного процесса доверительную обстановку. Всего было опрошен 691 респондент, из них почти 82% женщины. Из участвовавших в дискуссиях: представители махалли –  333, женщин – 276 и 57 мужчин; среди жителей: женщин – 355, мужчин – 3.

Респонденты г. Ферганы

Наименование МФЙ ФГ -1 (представители махалли) ФГ-2 (женщины)
1. «Кимёгар» 13\1 7\1
2. «Мурувват» 8\1 14
3. «Навруз» 10\4 17
4. «Маъшал» 10\3 10
5. «А.Кадирий 13\2 10
6. «Истиклол» 10\1 9
7. «Узбекистон» 10\3 10
8. «Бобур» 10\4 16\2
9 «Беруний» 10\3 8
10 «Ал-Хоразмий» 10\1 11
104\23 112\3

Количество представителей и жителей. В разрезе женщины/мужчины г. Ферганы

Респонденты. Язьяванский  район

Наименование МФЙ ФГ -1 (представители) ФГ-2 (женщины)
1. «Кора-тепа» 8 12
2. «Гастон» 12 10
3. «Иштирхон» 9\3 9
4. «Гузар боши» 6 7
5. «Порлок» 9\6 7
6. «Дустлик» 5 7
7. «Янги бустон » 10 8
8. «Чулигулистон » 11 12
9 «Тараккиет» 14 15
10 «Корасой» 10 8
94\9 95

 

Количество представителей и жителей в разрезе женщины/мужчины Язьяванский  район

Респонденты. Ферганский   район

Наименование МФЙ ФГ -1 (представители) ФГ-2 (женщины)
1. «Сой буйи» 13\6 17
2. «Вазиё» 20\1 7
3. «Янги йул» 4\1 20
4. «Логон» 13\3 16
5. «Кончилар» 12\4 15
6. «Хонкиз» 10\4 20
7. « Фаргона» 10 10
8. « Тинчлик» 10\1 12
9 «Аввал» 10 10
10 «Миндонобод» 10\3 12
11. «Юкори водил» 15\ 10
12. «Янги обод» 8\2 2
135\25 151

Количество представителей и жителей в разрезе женщины/мужчины. 

Ферганский   район

3.Результаты исследования с представителями органов самоуправления граждан.

3.1. ДЕМОГРАФИЯ.

Анализ статистических данных показал, что половину населения, живущих в махаллях, составляют женщины. Молодежь составляет от 28 до 38 %, в зависимости от региона. Так, например, в Фергане молодежи проживает меньше, чем в сельской местности.

 

Статистические данные по г. Фергане, Язьяванскому и Ферганскому районам Ферганской области

Г. Фергана Количество жителей Количество семей Количество женщин\ муж Молодежь до 30 лет Безработные
1. «Кимёгар» 3474 1220 2084\1389 2250 20
2. «Мурувват» 2440 776 1335\1105 822 23
3. «Навруз» 3043 916 1621\1422 980 17
4. «Маъшал» 6667 2245 3593\3084 1590 10
5. «А-Кадирий 5990 2090 3337\2653 1500 20
6. «Истиклол» 3349 1150 1709\1469 780 8
7. «Узбекистон» 5040 2030 2755\2285 1730 6
8. «Бобур» 6304 2136 3684\2719 1457 12
9. «Беруний» 6020 2215 3405\2495 324 35
10. «Ал-Хоразмий» 4905 2004 2567\2338 1124 15
Всего   47232 16782 27090\20142 13557 (28%) 166
Язьяванский район Количество жителей Количество семей Количество женщин\ муж Молодежь до 30 лет Безработ-ные
1. «Кора-тепа»
2. «Гастон» 2402 747 1007\1395
3. «Иштирхон»
4. «Гузар боши» 3820 935 1897\1923 1310 26
5. «Порлок» 3960 1045 2002\1958 1656
6. «Дустлик» 3170 957 1483\1687
7. «Янги бустон »
8. «Чулигулистон »
9. «Тараккиет»
10. «Корасой»
Всего   13352 3684 6389\6963 2966 26

 

Ферганский район Количество жителей Количество семей Количество женщин\ муж Молодежь до 30 лет Без-работ-ные
1. «Сой буйи» 2739 704 1429\1310 1434 35
2. «Вазиё» 2895 892 1458\1437 1217 10
3. «Янги йул» 3087 833 1698\1389 1710 22
4. «Логон» 3144 903 2107\1037 12
5. «Кончилар» 3685 1165 1969\1896 1052 — (225)
6. «Хонкиз» 3666 846 1838\1822 1408 10
7. « Фаргона» 3465 1022 1735 1057 10
8. « Тинчлик» 2372 589 1207\1165 1403 5
9. «Аввал» 1630 530 805\825 883 19
10. «Миндонобод» 2874 668 1909\965 417 40
11. «Юкори водил» 2755 589 1348\1407
12. «Янги обод»
Всего   28646 8741 17503\11143 10581

(37%)

161

Статистические данные в категориях: женщины\мжчины\молодежь

        (г.Фергана, Язьяванский, Ферганский районы)

  1. Информация о доходе и уровне жизни жителей махалли

          Какие основные виды деятельности являются главными источниками дохода людей в вашей махалле? Сколько процентов населения вовлечено в эту деятельность? Возможность получения образования,  уровень медицины,  юридические услуги, обеспечение продуктами питания.

Анализ ответов респондентов на данный вопрос показал, что в сельских районах – Ферганском и Язьяванском,  люди в основном занимаются сельским хозяйством –выращиванием овощей, откормом скота, птицы, содержанием теплиц. Кроме этого, каждая семья имеет подсобное хозяйство – таморка, которое дает возможность иметь дополнительный источник дохода. Здесь выращивают овощи, фрукты, держат скотину и очень многие разводят птицу. В некоторых случаях это единственный источник дохода. Этот вид дохода почти у 100% жителей сельской местности.

В г. Фергане высокий  уровень безработицы. В махаллях женщины, не имеющие постоянной работы, выходят на мардикор-базар – рынок труда, где можно получить однодневный заработок. Здесь люди имеют поденную работу на полях,  сборе урожая, мужчины идут на строительные и иные тяжелые работы.

На вопрос в фокус-группах об уровне безработицы в г.Фергане, все респондены говорили о том, что безработица доходит до 70%. Статистика, которую дает официально махалля, отличается от мнения простых жителей. Так, если представители махалли отчитываются, что у них практически нет безработицы, то жители имеют прямо противоположное мнение и считают, что уровень безработицы очень высокий. Многие из них не считают занятие домашним или сельским хозяйством работой, так как этот вид труда не оформлен и не идет в трудовой стаж, что не дает возможности впоследствии получать пенсию.

Несмотря на то, что в г. Фергане много малых предприятий, большое количество женщин не могут найти работу. Одна из причин, почему женщины не идут на малые предприятия работать, это оплата труда. Если на мардикор-базаре она зарабатывает в пределах 70–80 тыс. сумов (по курсу Центрального банка – в среднем 7–8$ США) в день, то производственники предлагают в месяц не более 500 000–800 000 сумов (45–80$ США), в сельской местности данный показатель более низкий.

Кроме того, официально уровень безработицы очень низкий, так как население, имеющее таморка – приусадебный участок и получающий с него доход, уже не считается безработным – он самозанятый.

Однако при беседе с жителями практически все говорили об очень высоком уровне безработицы, от 50 до 70%, это связано с тем, что люди хотят стабильного заработка, и предпочтительно на государственных предприятиях.

На вопрос о соотношении безработных среди мужчин и женщин, выяснилось,  что женщин безработных больше, чем мужчин: 40–60%

Анализируя ответы по уровню доступности к основным услугам, можно сделать вывод, что практически все нуждаются в правовых услугах – это консультации по вопросам алиментов, жилья, решение вопроса пособий и пенсий, жалобы на представителей государственных служб. Правовые консультации юристов практически недоступны в сельской местности, а в городе  они очень дороги.

Во всех махаллях есть доступ к медицинским услугам. Однако качество обслуживания не удовлетворяет жителей. Нет необходимых специалистов, нет современного оборудования, что затрудняет диагностику болезней на ранних стадиях развития.

Доступ к образованию обеспечен в полной мере. Однако опять встает вопрос качества образования, условий в школах и ДОУ. Уровень учителей и воспитателей очень низкий.

В Язьяванском районе в одной махалле высказали мнение, что с продуктами нет проблем, однако не хватает дотационных продуктов. Так, семья не может себе позволить покупать муку по коммерческим ценам, которой в магазине много, а вот для покупки муки по себестоимости все стоят в очереди, так как в сельской местности жители пекут хлеб сами.

  1. Права женщин

 Знаете ли вы о международном законодательстве по защите прав женщин? Если да, то что вы думаете об этом?

На данный вопрос утвердительно ответили только представители махалли – специалисты, которые занимаются проблемами женщин. Другие представители органов самоуправления граждан не слышали об этом, мотивируя тем, что это не входит в их обязанности. Они не информированы о международном законодательстве по защите прав женщин. Женщины в возрасте имеют представление о том, что кто-то может их защитить, но конкретно – кто и как, не имеют понятия.

Представители МФЙ (махаллинский сход граждан – орган  самоуправления, который имеет комитет – исполнительный орган), а именно – зам. председателя по работе с женщинами – знают два новых закона: «О защите женщин от притеснения и насилия» и «О гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин» (от 2.09.2019 г. за №561 и 562 соответственно). Однако с этими законами не работали и не применяли их на практике. Только три женщины, представительницы махаллинских комитетов, смогли рассказать, как они применяют данные законы на практике.

Однако ни один респондент не назвал Декларацию прав человека, Конвенцию о ликвидации всех форм насилия в отношении женщин. Более того они не слышали о существовании таких документов.

Знания о законодательных актах по защите прав женщин

   

На вопрос об отношении в вашей махалле к женщинам в целом, респонденты

ответили положительно, указывая, что мужчины уважают женщин.

В ходе данного исследования было выяснено, что в Ферганском районе в МФЙ (махаллинский сход граждан) «Логон» и др. махаллях, расположенных рядом, ситуация в отношении к женщинам довольно-таки стабильная, здесь нет неуважительного отношения к ним.

В этом же районе, в сторону Чимиона, там, где расположены санатории «Чимион» республиканского значения, РЖД «Железнодорожник» (республиканских железных дорог), других предприятий, а также частные санатории «Чимион», «Чашма», «Зилол» и имеются нефтяные шахты,  ситуация с женщинам абсолютно противоположная. Здесь они имеют совершенно другой статус. Мало кто из них работает на приусадебном участке, практически многие проживают в домах и зарабатывают, предлагая различные виды услуг (есть женщины легкого поведения), самое простое – это массаж. Влияние санаториев очень сильное, много приезжих и отсюда – соблазнов легкого заработка (оказание услуг интимного характера). И это в настоящее время является для них одной из статей дохода. Многие женщины здесь грамотные и знают свои права.

Сложная ситуация в Язьяванском районе, где отношение к женщинам неоднозначное в различных частях этого района. Там, где в основном проживают люди таджикской национальности, положение более стабильно в том отношении, что женщины, в основном находятся дома. По словам жителей, здесь более патриархальные отношения и строятся на том, что женщины не перечат мужчинам, решения принимает только мужская сторона семьи. В результате женщина всегда в подчиненном положении. Здесь более сильно влияние религии.

Случаи насилия в семье наблюдаются в связи с тем, что основная часть мужчин и молодых ребят, ежегодно мигрировавшая в другие страны на заработки, в связи с пандемией осталась дома без средств к существованию.

Считаете ли вы, что в реальной жизни женщины и мужчины имеют одинаковые права?

Практически все респонденты ответили, что женщины не имеют равных прав с мужчинами. Часть признают, что, хотя женщины равноправны с мужчинами, но на практике это противоречит нашему национальному менталитету и обычаям.

Сами женщины сделали вывод, что если женщина образованна и имеет более менее высокий социальный статус, то к ней прислушиваются, и она обладает большими правами.

В вашей махалле женщины и мужчины имеют одинаковые экономические возможности?

На данный вопрос большая часть респондентов ответила «нет», что свидетельствует о неравных возможностях мужчин и женщин.

Основная часть мужчин выезжает на заработки в другие страны, а женщины остаются заниматься хозяйством. Следовательно, при равном возрасте, физическом состоянии, женщины по сравнению с мужчинами экономически менее активны.

На вопрос об экономических возможностях мужчин и женщин, более 50%  женщин ответили, что у мужчин на протяжении всей жизни относительно больше экономических возможностей.

На вопрос: как в вашей махалле в целом относятся к женщинам, все участники фокус-групп ответили – уважительно. Согласно Корану, мусульманская женщина занимает в обществе почетное и возвышенное положение, к женщине в Исламе требуется чуткое отношение, понимание и уважение.  Данные положения в нашем обществе очень хорошо понимают. Однако с изменением норм поведения, особенно в молодежной среде, эти нормы не срабатывают.

Вопрос: относятся ли одинаково в вашей махалле к женщинам и мужчинам, мужчины ответили, что социальный статус женщины не имеет значения, все равно она женщина, а женщины считают, что социальный статус имеет большое значение, и если  женщина имеет высокий социальный статус, отношение в обществе к ней меняется, к ее мнению прислушиваются не только женщины, но и мужчины.

Принимает ли ваш махаллинский Комитет конкретные меры для осуществления действий, направленных на защиту прав женщин?

На данный вопрос утвердительно ответили 40 % респондентов.  Часть женщин недовольна работой махаллинских комитетов, но это в основном люди, которые являются формально безработными, живут на пособия, которые выдают малообеспеченным семьям, людям с ограниченными возможностями или семьям, имеющим  маленьких  детей.

 

3. Конфликты между мужчиной и женщиной.

 Каковы основные причины в вашей махалле, которые могут привести к спорам / конфликтам между женщинами и мужчинами в обществе или в семье?

Основными ответами были:

г. Фергана: 

  • Безработица – 50%
  • отсутствие средств к существованию – 70%
  • пьянство, алкоголизм – 30%
  • недопонимание в семье – 45%
  • обычаи\ вмешательство родственников – 40%

Язьяванский район:

  • отношения между членами семьи – 60%
  • вмешательство третьих лиц – 50%
  • отсутствие работы, невозможность уехать на заработки – 60%
  • пьянство – 10%

Ферганский район:

  • отсутствие средств к существованию – 30%
  • безработица – 60%
  • неудовлетворенность нынешним уровнем жизни – 30%
  • недопонимание – 30%
  • изменение норм поведения среди девушек\молодежи – 50%
  • пьянство – 20%

Женщины-активистки считают, что слишком много прав у молодых невесток (они считают, что  если им разрешили работать, они имеют право голоса), и это повод для домашних конфликтов, что в результате приводит к домашнему насилию. Взрослые женщины считают, что части семейных конфликтов можно было бы избежать, если бы поведение девушек, молодых невесток было как в старые времена, когда женщины в семье были в подчиненном положении. Иными словами, возвращение к традиционному укладу помогло бы снизить количество конфликтов в семье.

 Основные причины, являющиеся источником  конфликтов между мужчиной и женщиной в семье

 

  1. Безработица
  2. Пьянство
  3. Обычаи/вмешательство третьих лиц
  4. Недопонимание
  5. Невозможность уехать на заработки
  6. Изменение норм поведения

Респондентами были названы шесть основных причин, которые влияют на ситуацию в семье. Данные факторы в разных регионах очень отличаются. Если в Язьяванском районе очень высокий показатель имеют такие факторы, как «недопонимание в семье» и «невозможность уехать на заработки» в другую страну, то в Ферганском районе – это «безработица» и «изменение норм поведения».

Были ли отмечены какие-либо споры / конфликты (с применением физической силы) между мужчинами и женщинами в вашей махалле в 2019 году?

В некоторых исследованных районах  были зарегистрированы случаи, когда на почве потери работы и пьянства мужчина систематически избивает жену  (Язьяванский район  МФЙ  «Порлок»),  в  Ферганском районе село «Логон» мужчина систематически издевался над женой из-за ревности. В настоящее время дети выросли и женщина смирилась. Сама смеется и говорит, что все, что можно было, уже пережила.

Таким образом, причинами семейных конфликтов являются безработица, то есть отсутствие какой-либо деятельности, приносящей доход, пьянство, вмешательство родственников, что негативно сказывается на отношениях молодых людей. Причиной конфликтов и насилия является то, что молодые люди, которые строят свои отношения, не понимают друг друга, и у них разные взгляды на жизнь, нет навыка построения отношений, коммуникации. И это, как правило, результат того, что семьи создаются по решению старшего поколения, молодые люди имеют разные взгляды на жизнь, иногда у них разный социальный статус. Респондентами были озвучены случаи, когда невестка из малообеспеченной семьи подверглась постоянным унижениям. Или уровень достатка семей отражался на отношениях в новой семье.

Кто обычно разрешает споры / конфликты в вашей махалле?

Конфликты решаются на уровне семьи. Однако если случаи не могут разрешиться членами семьи, то вмешивается махаллинский комитет. В махаллинском комитете очень редко такими вопросами занимается председатель, обычно все такие решения ложатся на плечи его заместителя по вопросам женщин.

Все респонденты отметили, что в 90 % случаев махаллинские комитеты успешны в разрешении споров. Обычно, если это конфликт, то они, как правило, имеют свое завершение, и вмешательство махали в целом успешно разрешает внутрисемейный конфликт. Однако в  случаях домашнего насилия махалля не может справиться, и женщина или уходит из дома, или это приводит к более плохим результатам, вплоть до суицидальных намерений.

 Количество конфликтных семей в махалях.

В каждой махалле есть список проблемных семей. Их немного, обычно две-три в каждой махалле. С ними постоянно работают махаллинские активисты и представители правоохранительных органов, такие семьи всегда на контроле. И представители махали, и представители правоохранительных органов часто наведываются в данные семьи, получают информацию из учебных заведений, если там учится ребенок, имеют всегда полную информацию о данной семье, чтобы при необходимости вовремя вмешаться.

Представители махали озабочены были  тем, что совершается насилие в благополучных семьях, т.е.  в тех, где  все работают, и где никогда не было конфликтов. Это является большой проблемой, так как, если женщина сама не выйдет с просьбой о помощи, то никто не будет знать о происходящем на самом деле за стенами данного дома.

    5. Дискриминация женщин.

 Как вы понимаете «дискриминацию  женщин»?

Когда  поднимался вопрос о дискриминации в отношении женщин, ответы просто удивляли. Дело в том, что почти каждая женщина, участвовавшая в дискуссии,  говорила, что это обыденное явление. Практически все женщины проходят через унижения и оскорбления, особенно если это молодая невестка. Дискриминация по анализу ответов: это унижение женщины, девочки, презрение, оскорбление, различные реплики, ущемляющие ее достоинство. Для давления на женщину применяются унижения через реплики, презрительные высказывания и другие психологические приемы.

 Считаете ли вы, что женщины чаще подвергаются дискриминации?

 На данный вопрос женщины  ответили, что да, в основном дискриминации подвергаются женщины. Однако в Ферганском районе были случаи когда, помощь необходима была мужчине. Но такие явления – это единичные случаи.

  На ваш взгляд, какие действия против женщины в семье можно рассматривать как дискриминацию?

В основном респонденты указали, что под дискриминацией скрывается психологическое насилие. В узбекских семьях в настоящее время вошли в норму различного рода шутки, реплики, унижающие человеческое достоинство.

Кроме этого, в порядке вещей, когда молодых невесток не пускают в родительский дом, не разрешают работать, не покупают и не обеспечивают жизненно необходимыми вещами, хотя это и является самой настоящей  дискриминацией.

Во время исследования в Ферганском районе разбирали случай, когда муж не разрешал жене работать, а она ослушалась и пошла на работу. Эта семья имеет двоих детей, однако муж категорически не собирается мириться с этим и выгнал жену из дома. Женщина тоже стоит на своем и не собирается уходить с работы.

Это один из множества зарегистрированных случаев, который позволяет нам утверждать, что это типичное явление, когда  женщина, желающая выйти на работу, должна выбирать меду семьей и работой. Такие явления вошли в норму и уже не считаются  проявлением дискриминации.

Каковы основные причины, приводящие к насилию в отношении женщин?

 Одной из основных причин, приводящих к насилию в отношении женщин – это недопонимание, атмосфера насилия в семье.  Анализ ответов показал, что одной из основных причин является так называемая «норма», когда над келин – новым  членом семьи, необходимо  установить контроль. Женщины в возрасте говорили, что мы все через это прошли, это жизнь, всегда над невесткой все издеваются.

Если в семье нормальные отношения, то причиной может стать безработица. В Ферганском районе большая часть мужчин  в связи с пандемией не смогла уехать на заработки в другую страну. В результате – рост конфликтов и насилия в семье.

Было несколько ответов, что причиной является алкоголизм, но данное явление не является у нас в регионе массовым.

Причины, приводящие к насилию в отношении женщин

Какие женщины более уязвимы и чаще становятся жертвами дискриминации?

Ответы на данный вопрос были неоднозначными.

Часть  респондентов ответили, что это женщины или молодые девушки, которые не готовы к жизни, не готовы подчиняться, что в свою очередь приводит к фактам насилия в семье.

Часть респондентов отметили, что экономическая составляющая тоже имеет немаловажное значение. Рассказывали про случаи, когда свекровь систематически издевается над невесткой только потому, что она из бедной семьи. Немаловажное значение имеет в настоящее время специальность или профессия женщины, которая имеет возможность делать свой вклад в доходы семьи. Женщина, которая добилась социально-экономического статуса, меньше подвергается насилию.

Однако и экономическая составляющая тоже не спасает от насилия. В этом случае выступает на арену ревность, алкоголизм.

Низкий уровень образования, новые нормы в поведении молодых женщин, которые в настоящее время не хотят подчиняться и жить в традиционной семье, где проживает несколько поколений, ломает привычные устои традиционной семьи, возникает недопонимание, что в результате приводит к насилию.

В Ферганском районе разбирали два случая, когда молодые женщины живут у родителей и требуют алименты. Но в то же время они не собираются подавать на развод.  Это новое веяние, которое распространяется среди молодежи, стремящейся к свободе и не желающей строить семейные отношения. Это можно объяснить тем, что в последнее время все чаще молодые девушки, выходя замуж, не готовы к трудностям семейной жизни, слепому подчинению членам новой семьи.

Какие женщины наиболее уязвимы и чаще становятся жертвами дискриминации?

Как проблема, связанная с дискриминацией женщин, решается в вашей махалле? Эта проблема в основном не раскрывается и остается между членами семьи.

Если появляется необходимость вмешательства третьих лиц, то это уже можно квалифицировать как систематическое семейное насилие. И тогда вмешивается махалля. В первую очередь – специалист по делам семьи и женщин. Если и в этом случае не решается проблема, подключаются представители духовенства. После принятия законов, защищающих женщину, они чаще стали обращаться в центры реабилитации или неправительственные организации, которые занимаются вопросами защиты прав женщин.

Знаете ли вы женщин, которые когда-либо попадали в такую ситуацию? Если да, какова была ваша реакция?

Респонденты ответили, что такие случаи у них часто бывают, и здесь надо различать – конфликт это или насилие. Представители махали стараются такие вопросы решать на месте, однако на сегодняшний день уже не стоит вопрос обязательно примирить, теперь есть возможность защитить женщину и при необходимости настаивать на разводе. Раньше Примирительная комиссия при махаллинском комитете не допускала разводов, и в случае увеличения статистики по разводам, они имели большие нарекания. В настоящее время ситуация изменилась, представители махалли теперь имеют  возможность защищать права женщин, отстаивать ее интересы на основании вышеназванных законов.

Если женщина становится жертвой дискриминации, какова главная причина, мешающая урегулировать ситуацию?

В основном по ответам респондентов можно сделать вывод, что женщины терпят насилие из-за детей или  из-за экономической  зависимости  от насильника.

Насколько часты случаи, когда женщины в вашей махалле обращались за помощью в махаллинский комитет, к правоохранительным органам или в хокимият с жалобой на проблему дискриминации?

После принятия Законов «О защите женщин от притеснения и насилия» и «О гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин» от 2.09.2019 г. за №561 и 562 соответственно, количество  обращений  по поводу насилия выросло, и не только в хокимият, но и в другие организации, такие как центр реабилитации, неправительственные организации. Механизмы обращения в настоящее время упрощены: телефоны горячей линии, прямое обращение с заявлением, устные обращения с просьбой о помощи в махаллинские комитеты и к участковому. Практика неправительственных организаций – это выездные мобильные консультации.

Кто обычно разрешает споры / конфликты, связанные с дискриминацией и ущемлением прав женщин в вашей махалле?

По мнению респондентов, конфликты в семье обычно решают взрослые члены семьи. Если вопрос не решается, это выходит на уровень махалли, далее –  правоохранительныех органов.  Члены семьи в случае конфликта меньше всего обращаются к знакомым и друзьям. Однако в последнее время растет доверие к неправительственным организациям, которые оказывают бесплатные консультации и при необходимости защищают женщину.

Подводя итог, можно сказать, что на решение конфликта больше всего влияют члены семьи. Это могут быть родители одной из сторон или близкие, уважаемые родственники.

Лица, решающие споры/конфликты в семьях в махалле

Успешно ли они разрешают споры / конфликты с учетом интересов женщин, ставших жертвами дискриминации? Если нет, то почему?

Во всех регионах, являющихся объектами исследования, выяснилось, что споры не всегда разрешаются с учетом интересов женщин. Например, в г. Фергане женщины более продвинутые, им легче обратиться за помощью и больше возможностей защитить себя. Они могут обратиться к юристам, в неправительственные организации, в хокимият.  И в результате могут настоять на том, чтобы им помогли.

В Язьяванском районе, поскольку это аграрный  район, уровень образованности гораздо ниже, здесь чаще всего женщина вынуждена терпеть, к чему ее призывают представители махали. Кроме этого, помочь женщине, находящейся в зоне насилия, практически нет возможности. Ей просто некуда деваться. Существующие шелтеры не имеют возможности обеспечить женщин безопасным жильем и охраной  от насильника. Это связано с тем, что созданные по Постановлению Президента РУз за №3827 «О мерах по совершенствованию системы  социальной  реабилитации и адаптации, а также профилактики семейно-бытового насилия» центры реабилитации и адаптации женщин, пострадавших от бытового насилия, работают на общественных началах,  в связи с  этим они не имеют возможности обеспечить женщине защиту и безопасность.

Такая же ситуации и в Ферганском районе. Этот район достаточно разбросанный, и ситуация везде разная, но лица, ответственные за защиту женщин, не имеют практически средств и возможностей ее спрятать, поскольку отсутствует финансирование.

           6. РЕШЕНИЕ СПОРОВ /КОНФЛИКТОВ.

Кто участвует в разрешении споров / конфликтов в вашей махалле?

 Проводимое исследование показало, что в решении споров относительно женщин участвуют в основном заместитель председателя махали по делам семьи, женщин и по социально-духовным вопросам.  Они стараются разрешить проблему, однако это получается не всегда в пользу женщин.

В настоящее время специалисты махаллей не всегда могут беспрепятственно входить в семьи. Тем более, если это семьи где происходит насилие. В крайних случаях приглашаются участковые и другие специалисты. Однако в настоящее время не все семьи позволяют махалле вмешиваться в их семейные отношения.

Каковы причины того, что не удается успешно разрешить споры относительно дискриминации женщин?

Причиной того, что порой невозможно разрешить конфликт или вмешаться в предотвращение насилия в семье, является то, что молодежь никто не готовит к семейной жизни. Изменение норм поведения, новые штампы  среди молодежи приводят к тому, что они не готовы строить равнопартнерские отношения, не  готовы идти на компромисс,  не готовы уступать.

Чтобы успешно разрешить спор, необходим навык, но специалисты махалли не обладают навыками  медиации, не знают законодательных основ защиты женщин,  в результате чего не могут четко разграничить конфликт это, дискриминация или насилие.

Ведет ли махаллинский комитет какую-либо деятельность, связанную с разрешением конфликтов в вашей махалле? Если да, то какую?

В махалле есть список семей, где женщина подвергается насилию, в результате чего дети тоже живут в этой атмосфере.  Махалля  держит на контроле такие семьи, систематически посещает их. Однако есть семьи, в которых ничего не предвещает насилия, эти семьи не выставляют наружу свои проблемы. Именно в этих семьях потом случается суицид.

Существуют ли какие-либо ННО, приюты, кризисные центры, центры поддержки в вашем районе/регионе, которые работают по гендерным вопросам – по вопросам содействия женщинам, их семьям и т.д?

Все специалисты знают, что в Ферганской области есть организации, которые помогают женщинам, и к ним можно обратиться. Однако активисты махаллей, которые проводят работу среди населения, не знают этого и не знакомы с ННО.

Если женщина в вашем районе/регионе стала жертвой дискриминации, какая организация отреагируети и какие услуги могут быть предоставлены ей в настоящее время?

Ответы на данный вопрос были различны. Чаще всего респонденты называли помощь родственников, затем махаллинского комитета.

Хотел бы ваш комитет оказывать поддержку данным ННО, организациям, центрам?

Представители и активисты махаллей считают, что нет необходимости открывать шелтеры для женщин, страдающих от домашнего насилия, так как потом она все равно должна вернуться в семью, но какой муж захочет мириться с ней после того, как она жила какое-то время неизвестно где.  Такие центры нужны, но они должны просто оказывать бесплатные консультации и помогать женщинам в защите их прав.

Каковы ваши рекомендации относительно улучшения положения женщин, находящихся в ситуации дискриминации в вашей махалле?

В ходе исследования от респондентов были получены следующие рекомендации:

  1. Случаи насилия взять под жесткий контроль, создать базу насильников, чтобы у правоохранительных органов были основания для ведения систематического наблюдения за ним.
  2. В махалле специалисты должны проходить специальные курсы, которые формируют у них навыки работы с жителями.
  3. В махалле необходим юрист и психолог, социальный работник.
  4. В данную работу вовлекать мужчин, и не зацикливаться только на обучении и работе с женщинами.

Что необходимо вашему комитету для успешного разрешения конфликтов, связанных с нарушением прав женщин (например, тренинги, материально- технические средства, правовая и судебная поддержка, финансовые средства, поддержка со стороны правительства и т. д.)?

  • Наладить систему обучения специалистов работающих в махаллях.
  • Очень хотелось бы иметь в штате махаллинских комитетов профессиональных психологов, которые могли бы работать с женщинами, пострадавшими от бытового насилия.
  • Бесплатная правовая помощь и юридические консультации в махалле.

      7. Участие в проекте по предотвращению дискриминации женщин.

 Хотели бы вы участвовать в проекте по предотвращению дискриминации женщин?

На данный вопрос мужчины сразу ответственность перекладывали на женщин. Женщины-специалисты,  работающие в структуре  махалли, готовы работать в различных проектах. Если это даст хоть какие-то положительные результаты.

Женщины, желающие участвовать в проекте, говорили о том, что они хотели бы научиться работать в области предотвращения конфликтов, получать информацию о насилии, о путях борьбы с этим явлением, о средствах, которые бы помогали женщинам поднять свой социальный статус.

      8. Есть ли у вас другие комментарии, которыми вы хотели бы поделиться?

По мнению респондентов, если  обеспечить женщин работой недалеко от дома, то многие вопросы будут сняты с повестки дня.

IV Результаты исследования в фокус-группах  с участием уязвимых женщин из группы риска и из семей в махаллях.

 1. Информация о доходе и уровне жизни

Анализ ответов респондентов показал следующее: в сельских районах в формировании бюджета участвуют практически все члены семьи, от пожилых до детей. Это объясняется тем, что большая часть доходов – с подсобного хозяйства – таморка,   котором участвуют все члены семьи. И этот вид деятельности является одним из основных источников дохода.  В результате того, что мужчины не уехали на заработки, а работы в районе нет, в период пандемии роль таморка выросла в несколько раз. Это не является положительной динамикой, поскольку таморка осталось единственным средством к существованию. Кроме этого, семья осталась без других заработков, и все оказались в замкнутом пространстве.

Женщины наравне с мужчинами выходят на поденную работу – мардикор-рынок. Такие «пятаки» есть практически во всех районах. Отсюда забирают женщин в основном на сбор фруктов, мужчин на другие тяжелые работы: грузчиками, на строительство, очень многие работали на сносах.

Все эти заработки сезонные и не постоянные. Кроме этого нет никакой правовой защиты, здесь могут не рассчитаться за труд или были случаи, когда женщин, в особенности молодых, использовали не для каких-либо работ а для удовлетворения своих сексуальных потребностей. Все это негативно влияет на атмосферу в семье.

В г. Фергане ситуация другая. Здесь больше работающих женщин. Они экономически более активны и занимаются деятельностью, приносящей доход, работают на государственных и малых предприятиях, в бизнесе. Женщины, не имеющие образования, могут найти работу в кафе, столовых или также отправляются на мардикор-базар.

Однако и при этом в махаллях женщины говорили о большом проценте безработных и невозможности устроиться на работу, в особенности, если женщина имеет маленьких детей или уже в возрасте .

В махаллях жители, имеющие подсобные хозяйства, не имеют статуса безработных. Таморка или подсобное хозяйство – это определенный доход семьи, однако женщины не считают работу у себя на огороде работой. Они  хотят работать в бюджетных организациях. Если женщины без образования, то они просят работу уборщиц, санитарок, сестер-хозяек, но со стабильным заработком.

2. Законодательство по правам женщин.

Женщины не знакомы с законодательством в области прав женщин. Кроме того, они не считают это нужным знать. Но считают, что специалисты махалли, которые помогают им, должны все знать, а специалисты, работающие в махалле. не могут донести до жителей основы законодательства – ни международного, ни национального – так как сами очень плохо его знают.

Принимает ли махаллинский комитет конкретные меры для осуществления действий, связанных с защитой прав женщин?

Ответы респондентов можно свести к тому, что специалисты махалли  начинают работу только тогда, когда что-нибудь случается, и они «тушат пожар». Систематической планомерной работы в махаллях по вопросу защиты прав женщин нет.  Такой вывод можно сделать по итогам дискуссий во всех махаллях.

Только один специалист – Ашурова Халима из махалли «Логон» в Ферганском районе – рассказала, как она ведет работу на предупреждение, и что за последнее время у нее не было случаев насилия или сильных конфликтов в семьях.

Респонденты сказали, что махалля не ведет конкретную работу, а занимается текучкой.

Кто обычно помогает в разрешении споров / конфликтов, связанных с дискриминацией женщин и нарушением прав женщин в вашей махалле?

Ответы в группе женщин совпадают с ответами в предыдущее группе, здесь все вопросы  решаются сначала в  кругу семьи, а затем в махалле.

Доверия к представителям правоохранительных органов нет. Женщины практически и в городе, и на селе негативно отзывались об их работе. Превентивных мер по защите прав женщин они не ведут. Мало того, они не защищают женщин и во время насилия, обвиняют саму  жертву.

Субъективные оценки женщин (это личные мнения респондентов).

 Что вы думаете о следующих высказываниях?

 Мужчины и женщины имеют равные права в вопросах принятия решений в семье

В городе Фергане женщины отметили, что имеют равные права на принятие решений (около 50%). В районах женщины высказали мнение, что с ними можно посоветоваться, но принятие решения всегда остается  за мужчиной.

  • Женщины должны мириться с некоторой дискриминацией или насилием, если они хотят сохранить семью.

Насилие над женщиной всегда было нормой, и это проявляется в том, что женщина всегда считает себя виновной в насилии, и практически 80% женщин считают, что они должны терпеть.

  • В обществе существует понятие, что положение мужчины лучше положения женщины

Обеспеченность работой или отсутствие ее влияет на мужчин гораздо сильнее, чем на женщин, так как благополучие семьи традиционно зависит от дохода мужа.  Женщины (более 50%) высказывали мнение, что мужчинам тяжелее потому, что они ответственны за содержание семьи, и этот долг делает их положение хуже.

В настоящее время ситуация меняется, это видно из ответов молодых женщин и девушек (более 50%), которые считают, что ответственность за доход в семье несут одинаково муж и жена.

  • Иногда дискриминация / насилие – единственный способ решить проблему

 Часть женщин (около 50%) согласилась с этим мнением, мотивируя тем, что если  в доме не установить власть мужчины и женщина не подчинится ему, то в семье не будет уважения и стабильности. Однако другая часть женщин считает, что все вопросы можно решить мирным путем.

       3. Дискриминация женщин.

Как вы понимаете «дискриминацию женщин»?

 Женщины были единодушны в понимании этого слова. Однако различить дискриминацию и насилие они не могут, у них у всех представление, что физическое и психологическое насилие, оскорбления, унижения и есть дискриминация.

Из этого сделали вывод: жизнь без насилия практически невозможна. Все женщины через это проходят.

На    ваш     взгляд, существует ли       в нашей стране проблема дискриминации женщин?

Взрослые женщины ответили, что такое положение женщин было всегда. И то, что молодые девушки начинают защищать свои права, пожилые женщины делают вывод, что именно в этом и есть проблема.

Молодежь не хочет мириться с таким положением дел и считает политику правительства в отношении защиты прав женщин правильной.

На ваш взгляд, какие действия против женщины в семье можно рассматривать как дискриминацию женщин?

Ответы женщин можно классифицировать следующим образом:

  • побои;
  • психологическое насилие;
  • презрение, неуважительное обращение, систематические оскорбления;
  • различные запреты, в том числе на покупку необходимого: еды, одежды, на поездку к родителям, встречи с подругами.

Это свидетельствует о том, что все виды насилия являются привычным явлением и вошли в норму культуры семьи.

Какие действия против женщины в семье можно рассматривать как дискриминацию?

 Действия против женщины, которые являются  дискриминацией:

 

В ходе опроса  женщинами  были высказаны мнения, что проявление дискриминации – это «запрет на встречу с семьей» и «запрет на учебу или работу».  В ходе опроса выяснилось, что очень мало женщин считают домогательство – дискрминацией, в Язьяванском районе лишение денег не вызывает протеста.

Каковы основные причины, приводящие к насилию в отношении женщин?

 Анализ ответов на данный вопрос показал, что все респонденты главной причиной считают пьянство, вмешательство родственников, отсутствие взаимопонимания, безработицу среди мужчин. Другие причины озвучены не были.

 Знаете ли вы женщин (включая вас), которые когда-либо попадали в такую ситуацию?

Практически все 90% женщин попадали в такие ситуации. Именно поэтому взрослые женщины требуют у молодежи терпения и подчинения.

Можете ли вы сказать, что чувствуете себя в безопасности в своей махалле?

   Ни одна женщина не высказала мнения, что в махалле ей угрожает опасность. Если у женщины в этой же махалле близкие родственники, ей нечего бояться.

Только одна женщина в Ферганском районе сказала, что за период замужества она многое претерпела от мужа. Она жила в атмосфере постоянного насилия, муж ее систематически избивал, но поскольку она родом из Киргизии, ей не куда было бежать, тем более, когда границы были закрыты. В настоящее время ситуация не изменилась, но она научилась с этим жить.

 Что может произойти с девушкой / женщиной, которая испытала различные виды и формы дискриминации / насилия над собой?

 Пожилые женщины считают, что женщина должна все вытерпеть. Молодые женщины, келин, считают, что терпеть не надо, и если есть случаи домашнего насилия, то нужно уходить из семьи, в которую попала после замужества.

Но нормы и порядки, из-за которых женщина не может вернуться в родительский дом и остается наедине со своим горем, создают ситуацию, когда приходят мысли о суициде.

Какие женщины более уязвимы и чаще становятся жертвами дискриминации?

 Основными ответами были, по мере убывания:

  • женщины с низким доходом и финансовой зависимостью;
  • женщины с низким уровнем образования;
  • женщины, чей муж потерял работу;
  • женщины с низкой самооценкой.

 Если вы находитесь или были вовлечены в ситуацию с дискриминацией вас как женщины, что являлось вашим самым большим препятствием для выхода из этой ситуации?

Основная часть респондентов ответила, что основным препятствием становится:

1. финансовая зависимость; 2. отсутствие жилья; 3. дети.

Еще одна категория женщин – это вторые жены. Они не имеют никаких прав и всецело зависят от своего партнера.

 Насколько вероятно то, что вы или другие женщины, которых вы знаете, обратятся в правоохранительные органы или в махаллинские комитеты с жалобой на дискриминацию?

Женщины не любят обращаться в правоохранительные органы. Они считают, что, если старшие члены семьи не помогли, то специалисты махалли  помогут. Доверия к правоохранителям нет.

 Почему вы не захотели бы обратиться к правоохранительным органам или прибегнуть к законным мерам для решения проблемы дискриминации?

Женщины считают, что правоохранительные органы только усугубят ситуацию, а не  помогут  ее решить.

 Считаете ли вы, что дискриминация женщин в семье – это личное дело, которое нужно решать исключительно в семье, или это проблема сообщества или государства?

Женщины считают, что это дело каждой семьи, но государство может решить многие проблемы. Ответственность государства – это на законодательном уровне принимать законы и нормы, которые обеспечат стабильность, социальную защищенность жителей страны, а ответственность за соблюдения законов и норм обязаны нести исполнительные органы, а в случае каждой семьи – это махалля. Для этого необходимы рабочие места для мужей. И работа недалеко от дома для женщин.

Проект

 Кто согласился бы участвовать в проекте «Укрепление гражданского общества в целях продвижения, защиты и расширения прав и возможностей женщин в Узбекистане»?

Все участницы фокус-групп изъявили желание участвовать в проекте Укрепление гражданского общества в целях продвижения, защиты и расширения прав и возможностей женщин в Узбекистане». В настоящее время ситуация с правами женщин в стране меняется, и женщины это чувствуют, они хотят прямо или косвенно участвовать в данном процессе. Для этого им необходимо внешнее вмешательство, которое они видят в организации таких встреч, семинаров, проектов.

Выводы

  1. По результатам исследования можно сделать выводы, что проблема насилия сегментирована в зависимости от социальных групп. Так, для представителя махаллинского комитета – семейные конфликты, в которые они вынуждены вмешиваться и принимать какие-то решения. Для молодежи – ущемление прав членов семьи со стороны старшего поколения, особенно молодых невесток. Для старшего поколения, прежде всего, использование физической силы, побои.
  2. Второй вывод, который можно сделать: насилие воспринимается как норма. Признаки различных видов насилия: экономического, сексуального и психологического – наблюдаются практически во всех семьях, и это становится нормой. Как результат того, что девушки, выходящие замуж, не готовы к сексуальным отношениям, равно как и парни, которые извращенные сексуальные отношения принимают за норму, очень часто встречаются случаи сексуального насилия в семьях, особенно в молодых. Кроме этого, женщины считают, что давление и запреты – это норма поведения в семье. И если имеются случаи насилия, то сама виновата, «попросила лишнего» или не так вела себя. Это можно объяснить следующими причинами:
  • в обществе очень сильны национальные традиции, так называемые «урф-одат», где основополагающим утверждением является то, что женщина обязана подчиняться. Это утверждение обычно срабатывает на молодых невестках. Среди молодых людей существуют стереотипы, которые впитываются в семье, что если женился, то жена его собственность. В основном это молодые люди, которые женятся на деньги своих родителей, и не могут самостоятельно обеспечить свою семью материально.
  • Очень низкий уровень правовых знаний. Люди практически не знают, что насилие – это не норма, а преступление.

Все это можно суммировать как социально-экономическую проблему общества, которую невозможно изменить. Таковы правила жизни в обществе, и если отклоняшься от принятых норм, становишься изгоем.

  1. В период пандемии случаи домашнего насилия участились во всех регионах. Причиной такой вспышки стало ухудшение экономической ситуации в связи с тем, что многие мужчины раньше уезжали на заработки за рубеж. Мужчина не смог выехать из страны, остался без работы. Что он может испытывать? Во-первых, это стресс, а дальше – это страх, тревога. Запертый в стенах своего дома, он все это начинает вымещать на членах своей семьи. А женщины молчат. Они считают это нормой, здесь широко распространен «Стокгольмский синдром», они всячески защищают своего насильника как единственного кормильца. Даже если это выходит за рамки всех норм, женщина не будет обращаться за помощью в силу своей правовой неграмотности или страха и полной уверенности, что все равно никто не сможет помочь.
  2. Еще один вывод – это то, что пьянство и наркомания оказывают влияние на ситуацию с насилием в семье. В некоторых махаллях (Язьяванский район) женщинами было высказано мнение, что на это повлияло и то, что в настоящее время продажа алкоголя стала повсеместной. Если раньше не разрешалось продавать выпивку недалеко от домов, то в настоящее время не проблема найти ее, не отходя от дома.
  3. Семейное воспитание стало также одной из основных причин семейного насилия. Практически все бенефициары останавливались на том, что каждый человек проецирует модель семьи, в которой вырос, на свою новую семью. И требует поведения, которое он видел в своей семье, и ведет себя так же, как и его родители. Непонимание друг друга, трудности адаптации девушки в новой семье становятся одной из основных причин конфликтов, а впоследствии и насилия в новой семье. Стереотипы мышления, как и гендерные стереотипы, заложенные в умах людей на протяжении десятков, а может быть, и сотен лет, играют сильную роль в формировании отношений в молодой семье.
  4. По итогам исследования можно сделать вывод, что представители махаллинских сходов граждан считают, что насилие в семье может происходить только в «проблемных» семьях, что само по себе является ошибочным, так же как и критерии отбора таких семей. Однако в ходе бесед выяснилось: некоторые представители МФЙ уже понимают, что это не так, и имеют представления о том, что такое насилие, и где оно может совершаться. Правда, это не везде, и поэтому потенциал представителей МФЙ оставляет желать лучшего, поскольку туда берут не всегда квалифицированных специалистов, и даже если этот специалист с высшим образованием, он не имеет представления о психологических аспектах работы с гражданами.
  5. Даже если женщины осмелились обратиться за помощью, тактика представителей махали – помирить и вернуть их в семью. Это можно объяснить тем, что представители махалли не могут отличить конфликт от насилия, что в свою очередь часто приводит к усилению насилия, и даже трагическим случаям. И женщина в большинстве случаев возвращается к насильнику только потому, что она экономически зависима от него. И даже если она работает и имеет какие-то источники дохода, у нее нет крыши над головой. И это является основной причиной несогласия на разрыв отношений, несмотря на то, каким бы ни был муж плохим. Более молодые женщины уже не согласны с такими нормами и не желают так жить, однако финансовая зависимость, отсутствие жилья, невозможность получить полноценную поддержку заставляет их жить в ситуации насилия долгие годы.
  6. Исследование показало, что представители махаллинских комитетов считают, что женщины, страдающие от домашнего насилия, обращаются обязательно к ним. Однако на этот же вопрос женщины ответили, что представители махалли не всегда могут им помочь. И кроме того, женщины не хотят, чтобы ситуация в семье стала известна соседям.
  7. В ходе опросов было также выявлено, что большинство представителей махалли, которые работают непосредственно с женщинами, не обладают достаточными знаниями, они некомпетентны в вопросах дискриминации и насилия над женщиной в семье и не информированы о правовых основах решения этой проблемы. Они не знают о международных нормах защиты прав женщин, плохо осведомлены о национальном законодательстве.
  8. Можно сделать еще один вывод: женщины уже хотят обращаться к специалистам, которые на официальном уровне могут им помочь. Они чаще стали обращаться к психологу, так как считают, что именно он поможет нормализовать отношения в семье, научит навыкам формирования отношений, коммуникации.
  9. По итогам дискуссий можно сделать вывод, что у населения нет доверия к представителям правоохранительных органов в отношении защиты прав женщин. Они боятся обращаться к ним, потому что считают, что у них не хватает знаний, навыков, компетенции решить их проблему, что они только усугубят их положение. В настоящее время созданы специальные отделы, которые защищают женщин, но на местах это только участковые, которые не могут применять превентивные меры к насильникам. Следовательно, работа по изменению отношения поведения насильника не поставлена по надлежащий уровень. При выдаче охранных ордеров, механизм программы исправления не работает, и поэтому не дает положительных результатов.
  10. По результатам исследования можно сделать вывод: использование СМИ в профилактике домашнего насилия у нас еще не на должном уровне. Перегибы в освещении случаев домашнего насилия, в деятельности по защите жертв насилия, выдачи охранных ордеров без предварительного изучения положения дел дают всплеск агрессии к жертвам насилия.

По итогам настоящего исследования можно предложить следующие РЕКОМЕНДАЦИИ:

  1. Несмотря на то, что в стране началась широкомасштабная работа по искоренению домашнего насилия, деятельность по сбору и обработке информации по насилию в семье не выполняется с достаточно высоким качеством. Следовательно, необходимо и дальше работать над разработкой показателей, которые бы смогли полностью раскрывать ситуацию с домашним насилием в семье. В настоящее время данные собираются правоохранительными органами, что является недостаточным. В целях разработки и принятия более эффективных мер в борьбе с домашним насилием, необходимо наладить сбор данных с лечебными и образовательными учреждениями, негосударственными организациями, другими государственными структурами, в обязанность которых входит работа с семьями и предотвращение, искоренение ситуаций с насилием. Это даст возможность получения объективной картины и поможет налаживанию вертикальных и горизонтальных связей взаимодействия организаций, работающих в сфере предупреждения бытового насилия. Кроме этого, будет систематизирована деятельность по сбору и обработке информации, необходимой для постоянного и текущего анализа поступающих данных.
  2. В настоящее время государственные институты, имеющие механизмы воздействия на насилие в семье, имеют наиболее важное значение. Осознавая роль государственных институтов в осуществлении деятельности по предотвращению случаев домашнего насилия, необходимо к этой деятельности подключать и неправительственные организации, имеющие потенциал воздействия на ситуацию с насилием в семье. Этот процесс будет эффективным только тогда, когда государственные институты и институты гражданского общества будут тесно взаимодействовать и сотрудничать.

Для этого необходимо:

  • Особенно обратить внимание на повышение потенциала сотрудников правоохранительных органов, которые должны оказывать систематическую поддержку жертвам насилия, уметь оценить уровень угрозы их жизни и здоровью, принимать меры по отношению к агрессору. Следовательно, со стороны государства необходимо уделить внимание обучению представителей правоохранительных органов алгоритму действий с жертвой и агрессором. Решить данный вопрос может организация курсов по повышению квалификации работников правоохранительных органов по данной проблеме на уровне МВД и региональных управлений.
  • Это взаимодействие и сотрудничество будет эффективным при условии постоянного повышения квалификации кадров, работающих в этих институтах. В этом контексте необходимо наращивать потенциал и навыки представителей  махалли, что могло бы послужить важным фактором в области предотвращения насилия в семье на начальном этапе.
  1. Ферганская долина наиболее сильно подвержена патриархальным обычаям, что делает женщин этого региона более уязвимыми по сравнению с более прогрессивными представительницами северных районов страны. Поэтому наиболее важной и в то же время сложной является работа по изменению культурных установок, приводящих к насилию в семье. Механизмом реализации деятельности в этой области могли бы служить рабочие группы при гендерной Комиссии по экспертизе СМИ, литературы, учебников и произведений искусства на предмет отсутствия гендерной дискриминации и провоцирования насилия в семье. Данные рабочие группы должны быть максимально открыты и использовать социальные сети, результаты их работы должны быть известны широкой публике, чтобы каждый мог бы вносить туда свои предложения и комментарии. И здесь обсуждение насилия в семье нужно рассматривать в контексте прав человека. Именно такой подход может привлечь внимание широкой общественности и поможет более эффективно бороться с проявлениями домашнего насилия.
  • О проблеме домашнего насилия не принято и даже стыдно говорить вслух, поэтому очень важно чтобы государство и СМИ работали вместе над решением этой проблемы. Только доверие к органам власти позволит жертвам насилия смело отстаивать свои права и почувствовать себя защищенными. Этому должны поспособствовать и специальные социальные ролики, которые не только привлекут внимание к самой проблеме, но и разъяснят механизм защиты от насилия.
  1. Назрела необходимость разработки специальных программ на страновом и региональном уровне, которые могли бы координировать деятельность государственных органов и гражданского общества и существенно изменить ситуацию с положением женщин.
  2. Правительству необходимо разработать систему мониторинга случаев жестокого обращения, и выработать механизм помощи жертвам и предотвращения подобных ситуаций.
  3. Органам статистики создать базу статистических данных подобных случаев, насильников.
  4. Правоохранительным органам необходимо разработать специальные коррекционные программы, которые могут в корне изменить ситуацию с домашним насилием. Инспекторам следует звонить и навещать подопечных, чтобы лично убедиться в необходимости помощи. Если не будут применяться существенные меры, то это будет способствовать безнаказанности.
  5. Правительству и неправительственным организациям через средства массовой информации организовать просветительскую деятельность среди населения с целью повышения их правовой грамотности по вопросам дискриминации и насилия в семье.
  6. Государственные органы и неправительственные организации должны через махаллинские комитеты проводить просветительские мероприятия по разъяснению недопустимости всех форм дискриминации и насилия, независимо от того, где это происходит – в семье, в школах, по месту работы и проживания граждан.
  7. Одним из действенных механизмов решения данной проблемы является «Реабилитации и адаптации насилия». В настоящее время система, созданная в стране, не отвечает стандартам и требованиям, предъявляемым к данным организации. Следовательно, необходимо продумать систему, при каких кризисных центрах можно существовать за счет государственных средств.

Общие рекомендации:

  • Необходимо уделять больше внимания воспитанию молодого поколения, подготавливать молодежь к семейной жизни, основанной на равно партнёрских отношениях.
  • Каждый случай домашнего насилия решительно и бесповоротно осуждать каждый случай домашнего насилия.
  • Правительству необходимо сосредоточить внимание на развитии экономики.

Д.Тухтасынова, Организатор и партнер проведения исследования — центр «Мехржон»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *