Касательно создания в Узбекистане независимого органа противодействия коррупции при Президенте Республики Узбекистан
Закон Республики Узбекистан «О противодействии коррупции», вступивший в силу со дня 04 января 2017 года, направлен на реализацию ранее принятого Закона Республики Узбекистан «О присоединении Республики Узбекистан к Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (Нью-Йорк, 31 октября 2003 года). Цель — полное искоренения коррупции во всех сферах общественной жизни, создание в обществе обстановки нетерпимости ко всем ее проявлениям путем повышения правосознания и правовой культуры (реализация отражена в постановлении Президента Республики Узбекистан от 02 февраля 2017 года № ПП–2752 об утверждении «Государственной программы по противодействию коррупции на 2017 — 2018 годы»).
В дальнейшем, Указом Президента Республики Узбекистан от 27 мая 2019 года «О совершенствовании системы противодействия коррупции в Узбекистане» утверждена Государственная программа по противодействию коррупции на 2019−2020 годы, предусматривающая приоритетные направления государственной политики в сфере противодействия коррупции на среднесрочную перспективу, такие как:
укрепление независимости судебной власти, исключение условий для неправомерного воздействия на судей в любой форме;
формирование системы государственной службы, основанной на прозрачном порядке конкурсного отбора, назначения и продвижения госслужащих, установлении для них конкретного перечня ограничений, запретов, мер стимулирования и других механизмов предупреждения коррупции;
введение системы декларирования доходов госслужащих и обеспечение достаточного уровня их заработной платы, а также совершенствование организационно-правовых основ разрешения конфликта интересов при прохождении госслужбы;
повышение правосознания и правовой культуры населения, усиление в обществе нетерпимого отношения к коррупции;
повышение подотчетности и прозрачности деятельности государственных органов и организаций;
привлечение средств массовой информации к участию в проведении и мониторинге исполнения антикоррупционных мер.
Первостепенной задачей руководителей государственных органов и организаций определено искоренение в соответствующей сфере причин и условий, способствующих коррупционным правонарушениям, путем реализации эффективных ведомственных антикоррупционных программ, внедрения механизмов подотчетности и открытости их деятельности, практических мер по обеспечению соблюдения этических правил и предотвращению конфликта интересов. С 1 июля 2019 года в Узбекистане государственные органы должны периодически проводить обязательную оценку коррупционных рисков, возникающих при реализации возложенных задач и функций. По ее итогам будет формироваться перечень сфер деятельности и должностей госслужащих, а также их функций (полномочий), наиболее подверженных коррупционным рискам.
Образована Специальная комиссия по выработке мер, направленных на повышение эффективности деятельности в сфере противодействия коррупции; комиссия займется анализом состояния применяемых правовых механизмов и практических мер общественного контроля, направленного на противодействие коррупции, изучением деятельности правоохранительных и контролирующих органов, в том числе подразделений, осуществляющих внутриведомственный контроль, в сфере системного противодействия коррупции и иным преступлениям, пересмотром механизмов борьбы с коррупцией и межведомственного взаимодействия в этой сфере, а также выявлением причин и условий совершения коррупционных проявлений с выработкой мер по их устранению.
Термин «Коррупция» является производным от латинского слова «corruptio» — «разложение», обозначающий использование должностным лицом своих властных полномочий и возможностей, в целях личной выгоды, в противоречие законодательству и моральным установкам в обществе. Характерным признаком коррупции является конфликт между действиями должностного лица и интересами его нанимателя в лице государства либо конфликт между действиями выборного лица и интересами общества. Главным стимулом к коррупции является возможность получения противозаконной материальной выгоды; сдерживающим фактором страх наказания. 9 декабря ежегодно ООН отмечает международный день борьбы с коррупцией.
Исторические корни коррупции основаны на обычае делать подарки должностным лицам чтобы добиться их расположения. В доиндустриальных обществах плата жрецу (вождю) являлась обычаем. Профессиональные чиновники, по замыслу правителей, должны были довольствоваться только фиксированным жалованием, но на практике, чиновники стремились воспользоваться своим служебным положением для тайного увеличения доходов. Коррупцию классифицируют по типам взаимодействующих субъектов: (обыватели и мелкие служащие, предприниматели и чиновники, народ и его правители); по типу выгоды (получение прибыли или уменьшение расходов); по направленности (внутренняя и внешняя); по способу взаимодействия субъектов, степени централизации, предсказуемости, системности. Исторически коррупция также различалась по тому признаку, происходило ли получение выгоды за совершение законных действий («мздоимство») или же незаконных действий («лихоимство»). Бытовая коррупция порождается взаимодействием простых граждан и мелких чиновников в виде подарков и услуг должностному лицу и членам его семьи. К этой категории также относится кумовство (непотизм). Деловая коррупция возникает при взаимодействии власти и бизнеса. Например, расположением судьи с целью вынесения решения в свою пользу.
Вымогательство («государственный рэкет») практикуется чиновниками, отвечающими за оформление документов разрешительного характера или если он имеет полномочия оценивать сумму обязательных выплат в бюджет налогов, пошлины и/или отчислений в государственные целевые фонды. Столкнувшись с фактом вымогательством проситель (заявитель) оказывается перед выбором: либо дать взятку (что сопряжено с риском разоблачения), либо обжаловать действия государственного служащего через внутренний или внешний надзорный орган. Затратная по времени или стоимости процедура обжалования способствует коррупционным преступлениям. Сговор возникает при тех же условиях, что и вымогательство, однако отличается тем, что выгоден обеим сторонам и состоит в совершении сделки, наносящей ущерб государственным или общественным интересам (пример: взятка таможенному инспектору за уменьшение суммы таможенных платежей). Санкция, позволяющая судье выбирать между мягким и жёстким наказанием, или возможность переквалификации содеянного правонарушения в более мягкую категорию (например, из уголовного в административное) открывают возможности для взяток и вымогательства.
Коррупция порождает следующие отрицательные последствия:
1) неэффективное распределение государственных средств и ресурсов;
2) потеря налогов и пошлин;
3) снижение эффективности работы государственного аппарата в целом;
4) разорение мелкого и среднего предпринимательства;
5) отток квалифицированных кадров в другие страны;
6) снижение инвестиций в производство, замедление экономического роста;
7) рост социального неравенства;
8) усиление организованной преступности – уличные банды превращаются в мафию (преступное сообщество);
9) ущерб политической легитимности власти;
10) снижение общественной морали. В высоко коррумпированных бюрократических аппаратах большинство государственных ресурсов сознательно направляется в каналы, где их легче всего разворовать или где легче всего собирать взятки.
Конвенция ООН против коррупции приводит основной механизм искоренения коррупции в лице независимой судебной системы, при которой, нарушивший закон чиновник, может быть легко и эффективно признан виновным, что резко снижает потенциальную привлекательность коррупции; также, одними из самых эффективных инструментов контроля над коррупцией бюрократического аппарата являются свобода слова и СМИ.
Из «азиатских тигров» значительные успехи в деле противодействия коррупции на национальном уровне достигли КНР, Южная Корея, Сингапур.
КНР: Основой созданного в КНР механизма борьбы со взяточничеством является Центральная комиссия КПК по проверке дисциплины, которая действует в стране с декабря 1978 года. В 2007 году было создано Государственное управление по предупреждению коррупции. В задачи ведомства входят изучение причин возникновения коррупции, анализ методов ее уничтожения, контроль над использованием чиновниками властных полномочий, изучение действующего законодательства с целью исключения из него лазеек, позволяющих администраторам-взяточникам уходить от наказания. Госсовет КНР распространил циркуляр, запрещающий чиновникам получать биржевые акции «в качестве подарков», «покупать дома и автомобили по удивительно низкой цене», «отмывать взятки через азартные игры» и договариваться об устройстве на хорошо оплачиваемую работу после отставки. Одним из способов борьбы с коррупцией, на практике подтвердившим свою эффективность, является ротация кадров во всех органах власти Китая.
Южная Корея: Южная Корея является примером «культуры прозрачности». Здесь с 1999 года действует программа «OPEN» — онлайновая система контроля за рассмотрением заявлений граждан чиновниками городской администрации, которая произвела настоящую сенсацию среди национальных антикоррупционных программ. Эталонным назвали и новый закон Южной Кореи «О борьбе с коррупцией», вступивший в силу с 1 января 2002 года и уже получивший широкое международное признание. В соответствии с ним право начинать расследование о коррупции фактически предоставлено любому совершеннолетнему гражданину страны: комитет по аудиту и инспекции (так называется в стране главный антикоррупционный орган) обязан начать расследование обвинений по любому заявлению.
Сингапур: Центральным звеном в борьбе с коррупцией является постоянно действующий специализированный орган — Бюро по расследованию случаев коррупции, обладающее политической и функциональной самостоятельностью. Этот независимый орган расследует и стремится предотвращать случаи коррупции в государственном и частном секторе экономики Сингапура, при этом в Акте о предотвращении коррупции коррупция точно квалифицирована с точки зрения различных форм «вознаграждения». Бюро проверяет случаи злоупотреблений среди государственных чиновников и сообщает о них соответствующим органам для принятия необходимых мер в дисциплинарной области. Бюро изучает методы работы потенциально подверженных коррупции государственных органов с целью обнаружения возможных недостатков в системе управления. Если выясняется, что подобные пробелы могут привести к коррупции и злоупотреблениям, Бюро рекомендует главам этих отделов принять соответствующие меры. Главная идея антикоррупционной политики Сингапура заключается в «стремлении минимизировать или исключить условия, создающие как стимул, так и возможность склонения личности к совершению коррумпированных действий». Это достигается за счет целого ряда антикоррупционных принципов, следование которым предусматривает: привязку оплаты труда государственных служащих к средней заработной плате лиц, успешно работающих в частном секторе; контролируемую ежегодную отчетность государственных должностных лиц об их имуществе, активах и долгах (в частности, прокурор вправе проверять любые банковские, акционерные и расчетные счета лиц, подозреваемых в нарушении Акта о предотвращении коррупции); ликвидацию излишних административных барьеров для развития экономики.
Президент Узбекистана Ш.М.Мирзиёев 11 февраля 2020 года провел расширенное совещание по вопросам совершенствования систем противодействия коррупции и общественного контроля, где поручил разработку необходимых документов по организации новой, абсолютно независимой от других государственных органов, структуры по борьбе с коррупцией на основе зарубежного опыта.
Таким образом, для создания в Узбекистане независимого органа противодействия коррупции, необходимо принятие отдельного Закона Республики Узбекистан «О Национальном бюро противодействия коррупции при Президенте Республики Узбекистан», обладающего правомочиями правоохранительного органа, в котором будут закреплен механизм его независимости его деятельности от других государственных органов, с осуществлением прокурорского надзора.
Ибрагимов Шерзод