Узбекистан сегодня активно проводит цифровую трансформацию экономики. Реализуются масштабные проекты Государственной программы в Год развития науки, просвещения и цифровой экономики в 2020 году. Понимая, что развитие цифровой экономики требует наличия развитой телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечения надежного и скоростного Интернета, мы побеседовали с заместителем генерального директора по коммерческим вопросам АК «Узбектелеком» Зуфаровым Алишером Абдуджапаровичом.

В ходе беседы мы постарались обсудить актуальные вопросы — роль и значение телекоммуникация для развития цифровой экономики Узбекистана, достигнутые результаты в 2020 году и влияние пандемии COVID-19 на работу национального телеком оператора страны.

 

  • Что сегодня делается АК «Узбектелеком» для развития сетей телекоммуникации, какие виды услуг оказывает, и какие проекты реализуются?

АК «Узбектелеком» является самым крупным поставщиком телекоммуникационных услуг для государственных структур и ведомств, а также для предпринимателей. Наша Компания также является оператором для «операторов и провайдеров».

Для развития телекоммуникационной инфраструктуры в стране в рамках Государственной программы «Год развития науки, просвещения и цифровой экономики»
в 2020 году было запланировано создать 800 тысяч широкополосных Интернет-портов и проложить 12 тысяч километров оптоволоконных линий связи.

С начала этого года нами уже было установлено 490 тысяч портов для широкополосного доступа в Интернет, и тем самым до конца года их количество будет доведено до 2 миллионов портов. В рамках проекта по расширению охвата волоконно-оптической связью было проложено порядка 29,2 тысяч километров волоконно-оптических линий во всех регионах страны. Сегодня общая протяженность оптических линий связи превышает 63,7 тысячи километров.

Отмечу, что за последние два года произошёл качественный скачок в развитии сетей телекоммуникаций Узбекистана.

В результате модернизации существующих производственных мощностей пропускная способность магистральных телекоммуникаций была увеличена в областях в два раза, а в районах — в четыре раза.

По данным Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций в Узбекистане сегодня насчитывается более 22 миллионов мобильных абонентов и более 20-ти миллионов Интернет-пользователей.

Наша первостепенная задача, как национального оператора — обеспечение высокоскоростным подключением к Интернету объектов социальной сферы — учреждений здравоохранения и образования. Так, к настоящему времени до порядка 63,2 процентов всех социальных объектов (13 077 единиц), в том числе
6 435 общеобразовательных школ, 4 078 дошкольных образовательных учреждений, а также 2 564 объекта здравоохранения проложено волоконно-оптических кабелей для проедоставления высокоскоростного Интернета.

 

  • Какова сумма ежегодных расходов на развитие связи и Интернета?

Мы реализуем большое количество отдельных проектов по всему спектру телекоммуникаций. Есть проекты, которые финансируются по специальным правительственным постановлениям и решением за счёт иностранных кредитов, есть проекты, которые мы финансируем за счёт собственных средств. В 2020-2021 года сумма наших инвестиций составляет около полумиллиарда долларов. Необходимо понимать,
что значительная доля наших инвестиций идёт на развитие телекоммуникационной структуры всей страны и рассчитаны не только на потребности нашей Компании. Наши крупные проекты работают на развитие всей цифровой экономики Узбекистана
на многолетнюю перспективу.

 

  • Как осуществляется возможность проведения связи и Интернета в удаленных уголках страны и в местах отсутствия связи. Рассматривается ли возможность установления «коврового покрытия» Интернетом?

Наша Компания работает по всему Узбекистану, у нас во всех регионах есть региональные филиалы, узлы телекоммуникаций, офисы продаж и обслуживания.
По всему Узбекистану, в самых отделенных кишлаках и населенных пунктах мы развиваем как проводную, так и мобильную связь. С целью выполнения Постановления Президента Республики Узбекистан от 20 февраля 2019 г. №ПП-4201 «О дополнительных мерах по реализации программы «Обод кишлок» в 2019 году» АК «Узбектелеком» активно участвует в выполнении Плана действий по улучшению телекоммуникационной инфраструктуры населенных пунктов, включенных в программу «Обод кишлок», утвержденного Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан. Так что мы развиваемся и расширяем нашу сеть по всей стране постоянно. Что касается «коврового покрытия», то, наверное, Вы имели в виду развитие Wi-Fi технологии и точек покрытия.

АК «Узбектелеком» активно участвует в этих проектах сама, а также предоставляет условия для других операторов и провайдеров.

Хотелось бы также добавить, что сегодня наши абоненты домашний Интернет стали называть «Wi-Fi интернет», потому что используют своё оборудование в каждой квартире, офисе или скажем в кафе как Wi-Fi точку доступа. Так что наше «ковровое покрытие» сегодня покрывает сотни тысяч квартир, домов и других мест проживания миллионов абонентов по всей стране.

 

  • Как увеличилась нагрузка на сети в связи с карантином и переходом обучения и работы на онлайн режим?

Режим самоизоляции заставил пересмотреть подходы к работе государственных органов, бизнеса и жизнедеятельности граждан. Многие компании и организации сегодня перевели большую часть своих сотрудников на удаленную работу. Плюс к этому население вынуждено было сидеть дома, смотреть IPTV или фильмы и сериалы через Интернет-сервисы. В этой связи, значительно увеличилась нагрузка на Интернет-каналы, и существенно вырос трафик. Многие абоненты стали переходить на более скоростные и безлимитные тарифы. Домашний Интернет сегодня стал жизненно необходимым не только для отдыха и развлечения семьи, но и для работы, обучения. В связи с усилением карантинных мер и ограничениями по передвижению, для поддержки качества обслуживания звонков в наш Call-центр во время карантина мы организовали ежедневный автотранспорт для сотрудников и операторов нашего Call-центра.

По нашим данным нагрузка на сети телекоммуникаций возросла в период пандемии до 5 раз. Хотел бы отметить, что мы справились с той нагрузкой вполне достойно. Каких-либо существенных сбоев связи зафиксировано не было!

 

  • Существуют ли тарифы оплаты за связь и интернет для школ, преподавателей, врачей, студентов, детей и малообеспеченных семей в связи с пандемией?

Начиная с марта до 31 мая этого года АК «Узбектелеком» был представлен бесплатный доступ на электронные образовательные и наиболее читаемые отечественные новостные ресурсы и к официальному веб-сайту по теме коронавирсусной инфекции (coronavirus.uz).

Для предоставления объективной и достоверной информации и оперативного реагирования на вопросы граждан по медицинским вопросам с 16 марта в Ташкенте работает Call-центр Министерства здравоохранения с коротким единым номером 1003 на который мы также предоставили для граждан бесплатный доступ на указанный номер по всей республике.

Для студентов и преподавателей высших и средне-специальных образовательных учреждений АК «Узбектелеком» введён специальный тарифный план «TA’LIM» для абонентов стандарта GSM. Отличительной чертой этого тарифного плана является его доступность, и значительный объём включенного лимита: минут, СМС и Интернет трафика. Абоненты на данном ТП имеют возможность пользоваться услугой ZiyoNET со сниженной абонентской платой на 50 %, а также совершенно бесплатный доступ к более 100 образовательно-информационным платформам для дистанционного обучения и веб-сайтам ВУЗов, Министерств, ведомств, научно-методических центров Республики Узбекистан, не расходуя Интернет трафик.

Нами была организована система видеоконференцсвязи для академии генеральной прокуратуры для проведения дистанционного обучения. Также в рамках развития ИКТ в сфере народного образования реализовывался проект «электронный дневник» при активном участии центра ИКТ Министерства народного образования Республики Узбекистан.

 

В целях дальнейшей стимуляции развития ИКТ в сфере народного образования, обеспечения благоприятных условий при организации дистанционного обучения в онлайн режиме, со стороны Компании были внесены изменения в действующие, а также разработаны и утверждены ряд новых льготных и специальных тарифных планов на услуги телекоммуникаций:

— для общеобразовательных школ обновлены тарифы на услуги по предоставлению доступа в образовательную сеть ZiyoNET со скоростями до 100 Мбит/с.

— утверждены льготные тарифные планы «MAKTAB» для предоставления доступа в сеть Интернет и услуг мобильной связи для учеников средних школ.

— для высших образовательных учреждений при Министерстве высшего и средне специального образования были утверждены специальные льготные тарифные планы для доступа в сеть Интернет по проводным сетям телекоммуникаций со скоростями от 150 до 1000 Мбит/с.

— в целях подключения услуг Интернет по проводным сетям телекоммуникаций студентам высших и средне-специальных учебных заведений, введён тарифный план «TALABA».

— введена серия специальных тарифных планов «EDUCATION» со скоростью доступа до 100 Мбит/с для образовательных учреждений.

 

Отдельно хотелось бы сказать, что для поддержки населения, в связи с неблагоприятной обстановкой связанной с прорывом дамбы в Сырдарьинской области и наводнением, АК «Узбектелеком» с 9 мая по 16 мая текущего года вводила для абонентов специальные пакеты услуг с бесплатными 1 000 минут разговоров по Узбекистану и 1 000 МБ Интернет-трафика.

 

  • Соответствуют ли технические возможности АК «Узбектелеком» для поддержки образовательных платформ и ведения онлайн системы «Кундалик»?

Безусловно. За период карантина мы увеличили в 10 раз арендуемые технические ресурсы для данного проекта в нашем дата-центре по их запросам. Можем увеличивать еще по мере необходимости и по заявкам оператора системы.

 

  • Как выполняются поручения Президента Узбекистана по увеличению скорости Интернета?

9 января 2018 года под председательством Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева состоялось совещание, посвященное рассмотрению результативности мер принимаемых для развития информационно-коммуникационных технологий в Узбекистане и обеспечению информационной безопасности.

Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев поручил ответственным лицам снизить цены на доступ в Интернет, резко увеличить скорость подключения минимум в 4 раза, доведя её к 2020 году до уровня стран СНГ.

Поручения Президента выполняются полностью. Еще в декабре 2018 года мы реализовали проект, и общая пропускная способность внешних накалов к международной сети Интернет была увеличена в 10 раз и достигла 1 200 Гбит/c. В 2020 году через центры коммутации задействованная скорость достигла 750 Гбит/с. Процесс расширения пропускной способности внешнего канала продолжается.

Мы снизили стоимость тарифов на Интернет более чем в 5 раз, а скорости предоставления услуги, особенно по оптике, выросли в 10 раз.  Согласно данным сервиса Speedtest.net в июле 2020 года по фиксированному Интернет наша страна достигла средней скорости более 30 Мбит/с, в то время как в июле 2018 года этот параметр не превышал 6 Мбит/с. Переход на волоконно-оптические линии связи и технологию 4G позволит еще более увеличить надежность и скорость соединения.

Одновременно с этим последовательно снижаются и тарифы за телекоммуникационные услуги. В течение 2019 года стоимость тарифов для провайдеров и операторов
на подключение к внешним каналам снизилась с 85 тысяч сумов до 70 тысяч сумов за 1 Мбит/с.

Начиная с 1 января 2020 года тариф на внешний Интернет-канал для операторов и провайдеров по сравнению с 2019 годом снижен ещё на 20 процентов
и сегодня его стоимость составляет 56 тысяч сумов за 1 Мбит/с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *