Последние годы, одна из самых упоминаемых тем на сессиях, конференциях, панельных дискуссиях, был разбор, что же такое VUCA—мир и какие мы в это мире. Казалось бы, еще вчера мы слушали на конференциях выступления о том, каково это будет – жить в реальности VUCA—мира. И вот он наступил буквально за неделю, не оставив больше времени на раскачку и раздумья. Мы столкнулись с ситуацией, которая называется умными словами «VUCA—мир», или волатильный, сложный, неопределённый, расплывчатый мир. Как, известный бизнес-тренер Марк Кукушкин перевел и назвал — “опаньки-мир”, то есть это переживание очередного неожиданного события.

Команды массово и оперативно переведены на удаленную работу, руководители и hr-специалисты вынуждены поддерживать процессы, управлять и беспокоиться как о своих людях, так и о бизнес-показателях, которые никто не отменял. Многие окунулись в новую реальность без подготовки. VUCA—мир проявил себя во всей красе. Мы все поняли, что, по сути, это — жизнь без четких ориентиров. И надо учиться быть гибким, чтобы в любой момент быть готовым к любым изменениям. Для большинства бизнесов кардинально все изменилось, причем изменилось по-разному. Вижу по окружению и своим клиентам, что некоторые руководители до сих пор ищут «волшебную таблетку» в виде ответа на вопрос «Что нам делать», обращаясь к экспертности тех, кто «уже плавал» и преодолел все кризисы, начиная с 90-х. Я тоже их прошел, и точно знаю, что просто прислушаться к советам — недостаточно. Важно сейчас найти ресурсы в себе и в своих командах.

Понятие VUCA—мира появилось в 1987 году для описания состояния стран после холодной войны. Впервые аббревиатуру использовал Военный колледж армии США (United States Army War College) опираясь на теориях лидерства Уоррен Беннис (Warren Bennis) и Бертон Нанус (Burton B. «Burt» Nanus). VUCA — это акроним английских слов английских слов: volatility (нестабильность), uncertainty (неопределённость), complexity (сложность) и ambiguity (неоднозначность). Все эти 4 фактора играют большую роль в жизни человека. Именно играют. Случай стоит за непредсказуемыми поворотами, резкой сменой обстановки или же событийного ряда. Изменения в нашей жизни происходят очень быстро, что предъявляет высокие требования к самому человеку: больше гибкости, наиболее развитого умения адаптироваться к чему-то новому, незнакомому, способности увереннее полагаться на интуицию.

Когда мы говорим про VUCA—мир, обычно это касается развития технологий и перемен на рынке труда и каким должен быть лидер в это время. Но то, что мы наблюдаем сейчас, — самое яркое проявление VUCA. Мы все оказались вовлечены в этот процесс «тотальной неопределенности», мы сами стали участниками VUCA—мир. Вот почему главный вопрос сейчас — как ответственно двигаться в условиях полной неопределенности?

 

Мир меняется, и мы меняемся вместе с ним. Мы видим мир, где автомобили без водителей, где дроны заменяют курьеров, где солнечная и альтернативная энергетика вытесняет традиционную, где роботы заменяют людей, например, робот-юрист в Сбербанке РФ заменил 3000 юристов, мы наблюдаем как искусственный интеллект входит в нашу жизнь. Образование неумолимо движется в сторону independent learners — тех, кто ответственно осознают, как, чему и зачем они учатся. Мир уходит в «цифру» открывая колоссальные возможности начиная от обучения и знаний и заканчивая получением прибыли с этого, проявляются новые ценности и осознания, например, что смысл изоляции — не только ради себя, но и ради других. Уже сейчас пандемия меняет потребительские привычки — находясь в самоизоляции, люди перестают покупать массу всего ненужного. Многие предприниматели не сидят на месте, «сидя дома»: меняют устоявшиеся бизнес-модели, открывают новые ниши, находят новых клиентов, прокладывают новые каналы для взаимодействия с ними и находят способы доставки своего предложения.

Сегодня мир требует от нас большой гибкости: скорости высоки, экономическая ситуация непредсказуема, а бизнес должен развиваться дальше. Мы наблюдаем время и стали участниками, когда изменяются и рушатся экономические и социальные связи, когда меняются привычные эмоции и наши родные привычки. Взамен привычному поведению, приходят новые эмоции, привычки, которые формируют новые мысли, которые в свою очередь создают новое, иное поведение.  И напрашивается такой вопрос: «А как если бы вы посмотрели на всё это с позиции, что это время возможностей?».

 

 

Половина этих навыков связана с умением общаться с людьми, договариваться с ними, управлять ими, понимать их и служить им. Другая половина связан с способностями мозга. Изучайте людей и их потребности, и тренируйте свой мозг для решения сложных когнитивных задач. «Soft skills» в период VUCA—мира имеют большее значение для успеха, чем владение «hard skills».

Насим Талеб (Nassim Nicholas Taleb), автор бестселлеров «Черный лебедь» и «Антихрупкость», обратил внимание на такое свойство живых систем, как способность становиться сильнее и выносливее, проходя через потрясения. Достигается антихрупкость за счет очень пристального внимания к происходящему, оперативной обратной связи и «прилаживающего» взаимодействия с окружающим миром. Согласно Талебу, почти все события, которые имеют значительные последствия для рынков, глобальной политики и жизни людей, являются совершенно непредсказуемыми. Мир был предельно «хрупок» еще до пандемии. Станет ли он более или, наоборот, менее «хрупким», зависит от того, что мы будем делать.

 

В условиях пандемии условно люди разделились на 4 зоны, как они приняли пандемию и где находятся. Предлагаю Вам поисследовать, в какой зоне вы находитесь, понаблюдайте за тем, как ведут себя близкие, друзья, знакомые.

 

 

  1. Зона страха. Вспомните, как в середине марта побежали за макаронами, рисом и туалетной бумагой. Телевизор и новости смотрим и читаем со страхом. Ждем, когда президент и власть придет и спасет меня. Распространяем любые непроверенные слухи по поводу коронавируса, начиная от «будут ставить чипы» и завершая «ввели военное положение». Каждый день пересчитываем деньги, боясь, что не сможем прокормить семью. Постоянно жалуемся на китайцев, на государство, на мир. Занимаем позицию жертвы. Срываемся на близких.
  2. Зона обучения. Мы отпускаем контроль. Перестаем потреблять всё подряд: от еды до новостей. Распознаем свои эмоции. Осознаем ситуацию и продумываю свой дальнейший план действий. Оцениваем информацию прежде, чем распространять её.
  3. Зона роста. Думаем об окружающих и том, как можно помочь им. Живем в настоящем моменте и фокусируемся на будущем. Готовы делиться своими талантами и навыками с теми, кто в них нуждается. Ищем пути для адаптации к переменам. Поддерживаем себя в положительных эмоциях и излучаем уверенность.
  4. Зона радости. Радуемся всему, что у есть у меня. Находим плюсы в этой ситуации и фокусируемся на них. Ищем новые возможности и используем их.

Поисследуйте, в какой зоне находитесь? Изучите себя. Наступает время порефлексировать и обратить внимание на себя, на своё сознание и переосмыслить многое. Уверен, каждый найдет, обнаружит свои собственные смыслы.

Посмотрите на себя со стороны. Напишите свои сильные и слабые стороны. Ответьте на вопросы: «Кто Я?», «Какой Я?», «Каким меня видят другие люди?». Запишите эти ответы.

Напишите, что вам нравиться делать, чему вы хотите научиться, что вы умеете делать и то за что платят деньги.

Напишите, каким вы хотите быть. Составьте максимально подробный план своей жизни, и кто вы в этой жизни. Исходя из того, какой вы сейчас, и каким планируете быть, составьте свою личную стратегию развития. Примите решение, где вы хотите дальше быть!

Лучше всего концепцию постоянного обучения выразил писатель-футурист Элвин Тоффлер (Alvin Toffler), он сказал: «В будущем XXI веке безграмотными будут не те, которые не умеют читать и писать, а те кто не умеют учиться, разучиваться и переучиваться».

Будьте грамотными, любознательными и любопытными. Будьте вечными студентами, учитесь всю жизнь и берегите себя и своих близких!

 

Юлий Клеблеев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *