Последние годы, одна из самых упоминаемых тем на сессиях, конференциях, панельных дискуссиях, был разбор, что же такое VUCA—мир и какие мы в это мире. Казалось бы, еще вчера мы слушали на конференциях выступления о том, каково это будет – жить в реальности VUCA—мира. И вот он наступил буквально за неделю, не оставив больше времени на раскачку и раздумья. Мы столкнулись с ситуацией, которая называется умными словами «VUCA—мир», или волатильный, сложный, неопределённый, расплывчатый мир. Как, известный бизнес-тренер Марк Кукушкин перевел и назвал — “опаньки-мир”, то есть это переживание очередного неожиданного события.
Команды массово и оперативно переведены на удаленную работу, руководители и hr-специалисты вынуждены поддерживать процессы, управлять и беспокоиться как о своих людях, так и о бизнес-показателях, которые никто не отменял. Многие окунулись в новую реальность без подготовки. VUCA—мир проявил себя во всей красе. Мы все поняли, что, по сути, это — жизнь без четких ориентиров. И надо учиться быть гибким, чтобы в любой момент быть готовым к любым изменениям. Для большинства бизнесов кардинально все изменилось, причем изменилось по-разному. Вижу по окружению и своим клиентам, что некоторые руководители до сих пор ищут «волшебную таблетку» в виде ответа на вопрос «Что нам делать», обращаясь к экспертности тех, кто «уже плавал» и преодолел все кризисы, начиная с 90-х. Я тоже их прошел, и точно знаю, что просто прислушаться к советам — недостаточно. Важно сейчас найти ресурсы в себе и в своих командах.
Понятие VUCA—мира появилось в 1987 году для описания состояния стран после холодной войны. Впервые аббревиатуру использовал Военный колледж армии США (United States Army War College) опираясь на теориях лидерства Уоррен Беннис (Warren Bennis) и Бертон Нанус (Burton B. «Burt» Nanus). VUCA — это акроним английских слов английских слов: volatility (нестабильность), uncertainty (неопределённость), complexity (сложность) и ambiguity (неоднозначность). Все эти 4 фактора играют большую роль в жизни человека. Именно играют. Случай стоит за непредсказуемыми поворотами, резкой сменой обстановки или же событийного ряда. Изменения в нашей жизни происходят очень быстро, что предъявляет высокие требования к самому человеку: больше гибкости, наиболее развитого умения адаптироваться к чему-то новому, незнакомому, способности увереннее полагаться на интуицию.
Когда мы говорим про VUCA—мир, обычно это касается развития технологий и перемен на рынке труда и каким должен быть лидер в это время. Но то, что мы наблюдаем сейчас, — самое яркое проявление VUCA. Мы все оказались вовлечены в этот процесс «тотальной неопределенности», мы сами стали участниками VUCA—мир. Вот почему главный вопрос сейчас — как ответственно двигаться в условиях полной неопределенности?
Мир меняется, и мы меняемся вместе с ним. Мы видим мир, где автомобили без водителей, где дроны заменяют курьеров, где солнечная и альтернативная энергетика вытесняет традиционную, где роботы заменяют людей, например, робот-юрист в Сбербанке РФ заменил 3000 юристов, мы наблюдаем как искусственный интеллект входит в нашу жизнь. Образование неумолимо движется в сторону independent learners — тех, кто ответственно осознают, как, чему и зачем они учатся. Мир уходит в «цифру» открывая колоссальные возможности начиная от обучения и знаний и заканчивая получением прибыли с этого, проявляются новые ценности и осознания, например, что смысл изоляции — не только ради себя, но и ради других. Уже сейчас пандемия меняет потребительские привычки — находясь в самоизоляции, люди перестают покупать массу всего ненужного. Многие предприниматели не сидят на месте, «сидя дома»: меняют устоявшиеся бизнес-модели, открывают новые ниши, находят новых клиентов, прокладывают новые каналы для взаимодействия с ними и находят способы доставки своего предложения.
Сегодня мир требует от нас большой гибкости: скорости высоки, экономическая ситуация непредсказуема, а бизнес должен развиваться дальше. Мы наблюдаем время и стали участниками, когда изменяются и рушатся экономические и социальные связи, когда меняются привычные эмоции и наши родные привычки. Взамен привычному поведению, приходят новые эмоции, привычки, которые формируют новые мысли, которые в свою очередь создают новое, иное поведение. И напрашивается такой вопрос: «А как если бы вы посмотрели на всё это с позиции, что это время возможностей?».
Половина этих навыков связана с умением общаться с людьми, договариваться с ними, управлять ими, понимать их и служить им. Другая половина связан с способностями мозга. Изучайте людей и их потребности, и тренируйте свой мозг для решения сложных когнитивных задач. «Soft skills» в период VUCA—мира имеют большее значение для успеха, чем владение «hard skills».
Насим Талеб (Nassim Nicholas Taleb), автор бестселлеров «Черный лебедь» и «Антихрупкость», обратил внимание на такое свойство живых систем, как способность становиться сильнее и выносливее, проходя через потрясения. Достигается антихрупкость за счет очень пристального внимания к происходящему, оперативной обратной связи и «прилаживающего» взаимодействия с окружающим миром. Согласно Талебу, почти все события, которые имеют значительные последствия для рынков, глобальной политики и жизни людей, являются совершенно непредсказуемыми. Мир был предельно «хрупок» еще до пандемии. Станет ли он более или, наоборот, менее «хрупким», зависит от того, что мы будем делать.
В условиях пандемии условно люди разделились на 4 зоны, как они приняли пандемию и где находятся. Предлагаю Вам поисследовать, в какой зоне вы находитесь, понаблюдайте за тем, как ведут себя близкие, друзья, знакомые.
- Зона страха. Вспомните, как в середине марта побежали за макаронами, рисом и туалетной бумагой. Телевизор и новости смотрим и читаем со страхом. Ждем, когда президент и власть придет и спасет меня. Распространяем любые непроверенные слухи по поводу коронавируса, начиная от «будут ставить чипы» и завершая «ввели военное положение». Каждый день пересчитываем деньги, боясь, что не сможем прокормить семью. Постоянно жалуемся на китайцев, на государство, на мир. Занимаем позицию жертвы. Срываемся на близких.
- Зона обучения. Мы отпускаем контроль. Перестаем потреблять всё подряд: от еды до новостей. Распознаем свои эмоции. Осознаем ситуацию и продумываю свой дальнейший план действий. Оцениваем информацию прежде, чем распространять её.
- Зона роста. Думаем об окружающих и том, как можно помочь им. Живем в настоящем моменте и фокусируемся на будущем. Готовы делиться своими талантами и навыками с теми, кто в них нуждается. Ищем пути для адаптации к переменам. Поддерживаем себя в положительных эмоциях и излучаем уверенность.
- Зона радости. Радуемся всему, что у есть у меня. Находим плюсы в этой ситуации и фокусируемся на них. Ищем новые возможности и используем их.
Поисследуйте, в какой зоне находитесь? Изучите себя. Наступает время порефлексировать и обратить внимание на себя, на своё сознание и переосмыслить многое. Уверен, каждый найдет, обнаружит свои собственные смыслы.
Посмотрите на себя со стороны. Напишите свои сильные и слабые стороны. Ответьте на вопросы: «Кто Я?», «Какой Я?», «Каким меня видят другие люди?». Запишите эти ответы.
Напишите, что вам нравиться делать, чему вы хотите научиться, что вы умеете делать и то за что платят деньги.
Напишите, каким вы хотите быть. Составьте максимально подробный план своей жизни, и кто вы в этой жизни. Исходя из того, какой вы сейчас, и каким планируете быть, составьте свою личную стратегию развития. Примите решение, где вы хотите дальше быть!
Лучше всего концепцию постоянного обучения выразил писатель-футурист Элвин Тоффлер (Alvin Toffler), он сказал: «В будущем XXI веке безграмотными будут не те, которые не умеют читать и писать, а те кто не умеют учиться, разучиваться и переучиваться».
Будьте грамотными, любознательными и любопытными. Будьте вечными студентами, учитесь всю жизнь и берегите себя и своих близких!
Юлий Клеблеев