Как известно, образование — это один из фундаментальных факторов экономического развития и процветания нации. Те страны, которые осознали значение образования и в течение долгого периода инвестировали в сферу образования, сейчас являются передовыми в инновациях, рынке труда, технологиях, медицине и даже идеологиях.   

 

График между средним числом лет образования населения и темпами экономического роста, 1990-2004

 

Согласно данным Всемирного банка, в мире в последние годы наблюдается растущий тренд государственных расходов на образование (Рисунок 1). Совокупные государственные расходы на образование, включая текущие, капитальные и трансферты, выражаются в процентах от ВВП экономики. Мировая практика свидетельствует, что для эффективного функционирования системы общего среднего образования национальные расходы для данных целей целесообразно сохранять на уровне 5-7% от ВВП.

 

Источник: data.worldbank.org

Анализ данных за 2015-2020 годы показывает, что в мире наблюдается большая вариативность в расходах на образование. Так, если смотреть в разрезе топ-5 стран по средним государственным расходам на образование лидерами за последние 5 лет являются Федеральные штаты Микронезии, Норвегия, Дания, Швеция и Исландия.

 

Вместе с тем, затраты стран мира на образование совершенно разные. Страны с высоким уровнем доходов в среднем тратили на образование детей младшего школьного возраста в 43 раза больше, чем страны с низким уровнем доходов (Источник: Al-Samarrai и др. (2019)). Различия в расходах были еще больше, если смотреть на весь образовательный путь ученика. К 18 годам средний ребенок, растущий в стране с низким уровнем дохода, будет посещать школу только 8 лет по сравнению с 13 годами в стране с высоким уровнем дохода. В целом, правительство страны с доходом ниже среднего инвестировало бы около 1300 долларов США на образование ребенка, в то время как средняя страна с высоким уровнем дохода потратила бы около 110 000 долларов США. Более того, развитые и развивающиеся страны кардинально отличаются в моделях финансирования и определения стоимости высшего образования.

 

Почему обучение в ВУЗах становится дороже?

На примере США

С 1980-х годов стоимость обучения в колледже выросла более чем в 2 раза. Также, плата за обучение в колледже и задолженность по студенческим кредитам выше, чем когда-либо. По данным Student Loan Hero, в США около 45 миллионов американцев, имеющих задолженность по студенческим займам, вносят колоссальный вклад в общенациональную экономику более 1,5 триллиона долларов. Средний студенческий долг на одного выпускника, взявшего студенческий займ, выше, чем когда-либо, и составляет 29 800 долларов, что вдвое больше чем в других развитых странах.

 

По данным The College Board, для старшего поколения обучение в колледже было более доступным: с конца 1980-х по 2019 год стоимость 4 годичного образования в государственных ВУЗах выросла на 297.4%,  в частных — 206.5%, с поправкой на инфляцию.

 

Несмотря на данную тенденцию, спрос на высшее образование в стране растет с каждым годом. Если в начале 2000-х годов число зачисленных в высшие учебные заведения, дающие ученую степень составляла 15,312,000 студентов, в 2019 году составило около 22,737,597,что примерно больше на 7,4 миллиона или 148.5%.

Увеличение числа студентов указывает на то, что преимущества, которые предлагает колледж, перевешивают его огромные затраты. Согласно исследованию Федерального резерва Нью-Йорка, в последние годы рост стоимости обучения в колледже несколько снизил ценность степени бакалавра. Тем не менее, надбавка к заработной плате в колледже оставалась близкой к рекордно высокой, а отдача от степени в колледже сейчас составляет около 14 процентов, что легко превышает порог отдачи от других выгодных инвестиций. Хотя рост стоимости обучения в колледже может вызывать беспокойство, он еще не изменил базовых расчетов относительно того, стоит ли получать диплом о высшем образовании. Выгоды по-прежнему перевешивают затраты, по крайней мере, для большинства людей.

Как Германии удалось убрать плату за образование?

Вместе с тем есть и альтернативные примеры среди развитых стран, где стоимость образования и модель его финансирования отличается от американской. В 2014 году 16 штатов Германии отменили плату за обучение для студентов бакалавриата во всех государственных университетах Германии. Это означает, что в настоящее время как местные, так и иностранные студенты государственных университетов Германии могут учиться бесплатно, с небольшой оплатой для покрытия административных и других расходов за семестр.

Чтобы понять систему финансирования высшего образования в Германии и то, как страна дошла до этого, важно знать две вещи. Во-первых, Германия — федеративная страна с 16 автономными штатами, отвечающими за образование, высшее образование и культуру. Во-вторых, система высшего образования Германии, состоящая из примерно 400 ВУЗов, в которых обучается около 2,5 миллиона студентов, является централизованной системой, финансируемой государством. Есть ряд небольших частных учебных заведений, но в них обучается менее 5% от общего числа студентов.

Еще одна особенность Германии — быстро стареющее население. В 2015 году Германия занимала второе место в мире по численности стареющего населения после Японии: 28 процентов ее граждан были в возрасте 60 лет и старше.

И учитывая эти особенности, неудивительно, что правительство Германии сделало интернационализацию высшего образования своей стратегической целью. Интернационализация имеет различные преимущества: от положительного воздействия на качество исследований и образования до повышения глобальной репутации академических институтов. Это также имеет ряд социально-экономических эффектов. Это может помочь уменьшить нехватку квалифицированной рабочей силы в Германии и стимулировать иммиграцию. Как показано в подробном исследовании 2013 года, проведенном по заказу Немецкой службы академических обменов (DAAD), иностранные студенты в Германии приносят обществу значительную экономическую чистую прибыль. Это справедливо, несмотря на высокие государственные расходы на иностранных студентов и тот факт, что немецкие университеты практически не взимают плату за обучение даже с иностранных студентов.

В Германии существует федеративная система правления, которая предоставляет 16 государствам-членам высокую степень автономии в политике в области образования. Федеральное министерство образования в Берлине играет важную роль в финансировании, финансовой помощи и регулировании профессионального образования и требований при поступлении на определенные профессии. Но большинство других аспектов образования подпадают под власть отдельных штатов. Высшие государственные учебные заведения Германии получают бюджет от ответственного министерства в штате на основе ежегодных или двухгодичных переговоров. Этот основной бюджет дополняется соглашениями между ВУЗами и государством о приеме дополнительного количества студентов и о средствах для компенсации потери дохода от отмены платы за обучение.

Существуют дополнительные программы финансирования — некоторые из них финансируются совместно штатами и федеральным министерством — для поддержки и продвижения исследований в соревновании за передовые достижения.

Конечно, большинство высших учебных заведений по-прежнему испытывают недостаток финансирования. Усилилось давление на академический персонал с целью привлечения внешнего финансирования исследований, как и конкуренция за такие гранты. Тем не менее, по сравнению с другими странами Европы, высшие учебные заведения Германии по-прежнему довольно щедро финансируются своими государствами — примерно 80% их общих бюджетных потребностей. Существуют также широкие возможности и значительные объемы внешнего финансирования исследований.

Финансирование системы образования в мире после Covid 19

Масштабы и характер кризиса, вызванного коронавирусом, не имеют себе равных и будут иметь долгосрочное влияние на европейскую экономику и общество. Ожидается, что сокращение ВВП ЕС в этом году составит 7,5% или выше, что намного больше, чем во время финансового кризиса 2009 года. На этом непростом фоне многие европейские университеты столкнутся с проблемой краткосрочного и долгосрочного сокращения своего финансирования. Однако системы высшего образования в Европе будут затронуты по-разному и в разное время, в зависимости от ключевых особенностей их моделей финансирования. Примечательно, что они включают сочетание источников дохода, таких как государственное финансирование, плата за обучение и другие источники, анализируемые ниже.

Большинство европейских систем высшего образования в первую очередь зависят от государственного финансирования. Опыт кризиса 2008 года показывает, что только несколько систем, таких как Исландия, страны Балтии и Греция, резко сократили государственное финансирование в первые два года после начала кризиса. В то же время 15 систем даже увеличили финансирование университетов за этот период. Ситуация постепенно менялась: 2012 год был худшим годом, когда 14 из 24 систем, охваченных обсерваторией государственного финансирования EUA, сократили финансирование по сравнению с 2008 годом. На этот раз можно ожидать аналогичного сценария, когда системы затронуты в разной степени и более разные временные рамки. Природа механизмов государственного финансирования обычно играет роль в смягчении или, возможно, усилении воздействия кризиса на университеты. Любые существенные изменения в значении ключевых показателей затрат, например, значительные сдвиги в количестве студентов, вызванные ростом безработицы или более строгой политикой помощи студентам, как правило, оказывают долгосрочное влияние на бюджеты университетов.

Меры, вводимые государствами на данном этапе, могут повлиять на университеты на несколько лет. Предыдущий опыт показывает, что решения, принятые в ответ на кризис 2008 года и сложные экономические условия, часто сохранялись или даже расширялись в долгосрочной перспективе. Например, Ирландия ввела мораторий на набор персонала и другие ограничения финансовой автономии университетов в качестве краткосрочной временной меры. Однако некоторые из этих ограничений сохранялись в течение многих лет даже после возобновления экономического подъема. Важно, чтобы меры реагирования были привязаны к срокам и реализовывались с полным осознанием возможных долгосрочных последствий для финансирования и институциональной автономии. Ни институциональная автономия, ни финансовая устойчивость университетов не должны быть подорваны возможным приближающимся экономическим спадом.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *