Возьмём на себя смелость утверждать, что главный ташкентский узор, в котором отразилось бесконечное великолепие многообразие исламского орнамента, — это панно, которое находится в метро на над эскалаторами на переходе со станции «Пахтакор» на станцию «Навои». На примере этого орнамента мы расскажем, на что надо обращать внимание, рассматривая орнаменты, и потом вы будете смотреть на них как на хороших знакомцев.
Остроугольный многоугольник, окружённый пятиугольниками, повторяется много раз на порталах медресе и мечетей, но часто он располагается один, как единый сюжет композиции. Итак, на что следует обратить внимание.
- Рамка. Она обязательна для ограниченного узора, она не просто «есть», она обычно украшена орнаментом, но не навязчивым, не ярким, чтобы не конкурировать визуально с основным рисунком, но подчеркнуть его важность и значимость.
- Сам звёздчатый многоугольник. Он обычно бывает восьми-или 12-угольным. Семи- и шестиугольники для центральной звезды слишком скромные, а 16-угольные и выше, наоборот, избыточны, превращаются в игольчатого «ежа» и пропадает очарование геометрии. Откроем секрет: это не 12-угольник! Точнее говоря, не правильный 12-угольник, он искажён специальными геометрическими построениями так, что угол при вершине равен не 30°, а 36°, что позволяет линиям 12-угольника без излома переходить в линии окружающих звёздчатых пятиугольников. Это очень красиво и эти преобразования говорят о высоком уровне мастеров.
- Эти окружающие звезду звёздчатые пятиугольники — их трудно рассчитать так, чтобы они касались 12-угольника и друг друга, мастера, сотворившие это заслуживают уважения.
- На пустых площадях присутствует растительный орнамент, тактично и деликатно, гармонично сочетается с геометрическими фигурами, не перетягивая внимание на себя.
- Обратите внимание на толщину линий рисунка. Она именно такая, как надо. Чуть тоньше — и рисунок пропадёт. Чуть толще — и линии начнут играть главную роль, отвлекая от общего узора. Если бы не растительный рисунок, то можно было допустить широкие контрастные линии, создающие объём тем, что в пересечениях одна проходит «под другой», такие узоры встречаются, например, в Шахи Зинда.
- Рисунок ограничен рамками, но в философии исламского орнамента говорится, что это всего лишь окно, через которое мы смотрим на бесконечный орнамент. Всегда стоит обращать внимание на границы, особенно углы, имея в виду, что если прислонить такой же рисунок слева, справа, сверху и снизу, то орнамент будет расти без видимой границы. (Именно с этим узором могут быть некоторые особенности, но обычно это именно так).
- Богатство красок — фотография не передаёт всех оттенков глазури, при обжиге у голубого цвета появляется целый спектр оттенков от пурпурного до лимонного, и это всё играет и переливается, создавая праздничную картину. При этом не аляпистую, а скромно выдержанную в едином стиле, за что опять таки спасибо создателям этого орнамента.
На этом остановимся, так как более семи пунктов, по мнению психологов, в памяти не удерживаются. Надеемся, что теперь при разглядывании любого орнамента у вас будет вид большого специалиста по ним. Шутка.
Евгений Скляревский