Возьмём на себя смелость утверждать, что главный ташкентский узор, в котором отразилось бесконечное великолепие многообразие исламского орнамента, — это панно, которое находится в метро на над эскалаторами на переходе со станции «Пахтакор» на станцию «Навои». На примере этого орнамента мы расскажем, на что надо обращать внимание, рассматривая орнаменты, и потом вы будете смотреть на них как на хороших знакомцев.

Остроугольный многоугольник, окружённый пятиугольниками, повторяется много раз на порталах медресе и мечетей, но часто он располагается один, как единый сюжет композиции. Итак, на что следует обратить внимание.

  1. Рамка. Она обязательна для ограниченного узора, она не просто «есть», она обычно украшена орнаментом, но не навязчивым, не ярким, чтобы не конкурировать визуально с основным рисунком, но подчеркнуть его важность и значимость.
  2. Сам звёздчатый многоугольник. Он обычно бывает восьми-или 12-угольным. Семи- и шестиугольники для центральной звезды слишком скромные, а 16-угольные и выше, наоборот, избыточны, превращаются в игольчатого «ежа» и пропадает очарование геометрии. Откроем секрет: это не 12-угольник! Точнее говоря, не правильный 12-угольник, он искажён специальными геометрическими построениями так, что угол при вершине равен не 30°, а 36°, что позволяет линиям 12-угольника без излома переходить в линии окружающих звёздчатых пятиугольников. Это очень красиво и эти преобразования говорят о высоком уровне мастеров.
  3. Эти окружающие звезду звёздчатые пятиугольники — их трудно рассчитать так, чтобы они касались 12-угольника и друг друга, мастера, сотворившие это заслуживают уважения.
  4. На пустых площадях присутствует растительный орнамент, тактично и деликатно, гармонично сочетается с геометрическими фигурами, не перетягивая внимание на себя.
  5. Обратите внимание на толщину линий рисунка. Она именно такая, как надо. Чуть тоньше — и рисунок пропадёт. Чуть толще — и линии начнут играть главную роль, отвлекая от общего узора. Если бы не растительный рисунок, то можно было допустить широкие контрастные линии, создающие объём тем, что в пересечениях одна проходит «под другой», такие узоры встречаются, например, в Шахи Зинда.
  6. Рисунок ограничен рамками, но в философии исламского орнамента говорится, что это всего лишь окно, через которое мы смотрим на бесконечный орнамент. Всегда стоит обращать внимание на границы, особенно углы, имея в виду, что если прислонить такой же рисунок слева, справа, сверху и снизу, то орнамент будет расти без видимой границы. (Именно с этим узором могут быть некоторые особенности, но обычно это именно так).
  7. Богатство красок — фотография не передаёт всех оттенков глазури, при обжиге у голубого цвета появляется целый спектр оттенков от пурпурного до лимонного, и это всё играет и переливается, создавая праздничную картину. При этом не аляпистую, а скромно выдержанную в едином стиле, за что опять таки спасибо создателям этого орнамента.

На этом остановимся, так как более семи пунктов, по мнению психологов, в памяти не удерживаются. Надеемся, что теперь при разглядывании любого орнамента у вас будет вид большого специалиста по ним. Шутка.

 

Евгений Скляревский

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *