С Ижодом Рустамовичем Алимовым мы встретились в клинике NANO Medical Clinic, где он осуществляет свою научно-практическую деятельность.
Ижод Алимов – кандидат медицинских наук, ведущий нейрохирург, специалист по патологии позвоночника и спинного мозга.
— Что Вас привело в медицину, и почему именно нейрохирургия?
— Я из семьи врачей, мой отец нейрохирург, профессор, более 30-ти лет преподавал в медицинском вузе. У него много учеников. В этой хирургической среде я воспитывался и вырос. Я даже не представлял себе других вариантов профессии, поэтому видел себя, свою деятельность только в области нейрохирургии.
— Как давно Вы – практикующий врач-нейрохирург?
Практикую с 2007 года. Уже 14 лет как стою в операционной. Сейчас в сфере медицины происходят всевозможные новшества, научно-технический прогресс вносит свои коррективы. Существует множество модных процедур, таких как лазерное вмешательство, прижигание. Именно их предлагают в большинстве случаев пациентам, аргументируя их новизной.Не каждая современная процедура предполагает спонтанность и принятие быстрых действий. Важным в моей работе считаю следование стандартам проведения операций, не уходя в поиск легких решений.
— А где вы учились?
— Я учился в первом Ташкентском медицинском институте. В последний год моей учебы его переименовали в медицинскую академию. После вуза проходил клиническую ординатуру в республиканском центре нейрохирургии, затем – повышение квалификации в Российской Федерации по заболеванию позвоночника и спинного мозга.
— Специалисты Вашего уровня хорошо оплачиваются за рубежом. Уверена, у Вас множество предложений работать за пределами нашей страны. Не было соблазна уехать?
— Кто-то же должен работать в Узбекистане. Вынужден признать, что в данное время действительно многие врачи выезжают на работу за рубеж – и по контракту, и с переездом. И это высококвалифицированные специалисты. Отсюда дефицит качественной врачебной медицины. За рубежом жесткий отбор специалистов, поэтому уезжают лучшие из лучших. Вы правы, меня по сей день приглашают в разные страны на хорошо оплачиваемую работу. Последнее приглашение поступило из Грузии с хорошими условиями контракта. Но я надеюсь, что мы сможем поднять медицину и у нас, в Узбекистане, на достойный уровень, и специалисты высокой квалификации будут стремиться приехать работать к нам.
— Как возникла идея создания клиники NANO Medical Clinic ?
— В данное время в Ташкенте достаточно широко развит спектр оказания медицинских услуг в частном секторе, развивается здоровая конкуренция. Но в основном в каждой клинике услуги и процедуры мало чем отличаются. И у нас возникла идея сделать прорыв, развивая медицину в сфере онкологии, так как на сегодняшний день это заболевание – трагедия многих. Ситуация здесь, к сожалению, неутешительная, количество заболевших лишь увеличивается, есть аспект позднего выявления заболеваний. Поэтому мы хотели сделать акцент именно на этом направлении, пригласив лучших врачей, объединив в нашей клинике высокий уровень медицинского обслуживания с качественным сервисом. Большинство больных с диагнозом онкологии ставят на себе крест, впадают в депрессию. Мы постарались позаботиться о том, чтобы каждый, переступивший порог нашей клиники, смог почувствовать, что оказался в надежных руках профессионалов.
— В чем отличительная особенность Вашей клиники от других подобных?
— Отличие – в наших методах обследования, инструментальных или в той же самой лаборатории, наша клиника оснащена аппаратом для сцинтиграфии (радионуклидная диагностика, современный метод лучевой диагностики). Эти методы направлены на выявление онкозаболеваний, на уровень его распространения. Далеко не каждая клиника имеет в своем арсенале централизованные методы обследования и возможность постановки более точного диагноза больного. В нашей клинике мы сумели создать полный цикл услуг для больных с онкозаболеваниями и оказания им всей необходимой медицинской помощи.
— Когда состоялось открытие NANO Medical Clinic?
— В нашей клинике два подразделения. Терапевтическое подразделение, оказывающее услуги медикаментозным путем. Оно открыто летом прошлого года. На открытии мы были удостоены чести присутствия на нашем мероприятии нашего Президента Шавката Миромоновича Мирзиеёва. Параллельно этому у нас продолжалось строительство хирургического отделения, мы запустили его частично в мае нынешнего года. Почему частично? Потому что докупали оборудование, добирали персонал, который обучали, и так далее. В итоге в полной мере хирургическое подразделение начало работать с августа 2021 года.
— Вас удовлетворяет процесс функционирования клиники? Или у Вас есть еще планы?
— Мы не торопим события, понимая, что на полную мощность клиника пока работать не может, но надеемся, что постепенно она наберет обороты. Конечно, мы будем говорить о нашей клинике, будем писать, созывать конференции, круглые столы, на которых будем освещать нашу деятельность и весь ее спектр. Информация о нас имеется в онлайн-сервисах, где любой желающий может узнать все необходимые детали. Мы ставим перед собой высокие планки, которые постепенно будем преодолевать.
— Как Ваши родители относятся к Вашей профессии? Они гордятся Вами?
— Когда-то в юности, когда я еще только определялся в качестве врача, мой отец, прошедший все сложности пути становления в профессии, спросил как-то: «Тебе это надо?» Я не колеблясь ответил: «Да!» Отец полностью посвящал себя работе – дежурства через день, частые поездки, продолжительные операции, в общем, трудовые будни нейрохирурга. Но зато после того как я определился с выбором профессии, была только поддержка со стороны близких. Поддержка, понимание, забота. Никогда не было в мой адрес каких-то упреков или непонимания.
— По сколько часов в день Вы находитесь в клинике? Остается ли время на семью?
— Наш график работы с восьми утра до пяти вечера. Но бывают поздние пациенты, мы стараемся максимально оказать им все необходимые услуги, приходится задерживаться допоздна, вне графика. Но семье я посвящаю все выходные, иногда, если получается освободиться пораньше, то и вечера мы проводим вместе.
— Ставите ли Вы перед собой новые цели?
— Да, однозначно, два года назад я защитил свой первый этап в науке PhD, сейчас я пишу докторскую диссертацию, хочу продолжить научную деятельность. И еще хочется внедрить более широкий спектр нейрохирургических услуг в нашей клинике, из тех, которые еще не оказывают в нашей стране, основанных на современных технологиях и новейшем оборудовании. Это ближайшие планы на будущее.
— Вы счастливый человек? Что значит для Вас счастье?
— Да, я счастлив. Я стремлюсь достичь тех высот, которые я перед собой когда-то поставил в науке, в профессии, в качестве оказываемых услуг. Конечно, оценить это качество могут лишь пациенты и персонал. Но я испытываю внутреннее удовлетворение, слыша отзывы людей. Понятие счастья для меня – быть реализованным в выбранной профессии, иметь семью, быть в окружении близких и родных, иметь здоровых детей – все это и есть большое счастье, поэтому – да, я счастлив!
— Вы являлись одной из тех персон, которые поддержали своим участием проект научно-популярного журнала QVANT. На ваш взгляд, нужны ли научно-популярные журналы в нашей стране?
— Я считаю, что сама наука и научные публикации, распространение и пропаганда науки – неотъемлемая часть современного прогрессивного общества. Научный прогресс без научных публикаций недостижим. Интернет-пространство заполнено ненужной, никчемной информацией, в частности, статьями, не имеющими в своей основе научного обоснования. Я сторонник того, чтобы развивать научную деятельность и изучать науку по публикациям ученых, издаваемым в научных журналах, изучая материалы, имеющие научно-доказательную базу.
— Что Вы можете посоветовать молодым ученым и специалистам в достижении поставленных задач?
— В первую очередь – это постоянная работа над собой, над повышением уровня знаний, это ответственность перед выбранной профессией. Быть добросовестным и незаинтересованным в финансах врачом. Если врач оказывает качественные услуги, он обязательно станет высокооплачиваемым специалистом. Невозможно стать профессионалом высокого уровня, думая о материальном. Основная составляющая успеха – это любовь к выбранному делу.