Человечество всегда стремилось познать окружающий его мир, и это двигало науку вперед, открывая перед ней все новые и новые горизонты. Однако по данным Института статистики ЮНЕСКО, в науке и технике всегда доминируют мужчины. Во всем мире только одну четверть ученых составляют женщины, примерно 10 % университетских профессоров и менее 5 % членов академий наук – представительницы слабого пола. Доля женщин, возглавляющих научные учреждения, значительно варьируется между странами и составляет 6 % в Японии, 27 % в США, 29 % во Франции и 34 % в Испании. И наконец, с высшими наградами дело обстоит тоже не лучшим образом, скажем, за всю историю Нобелевской премии среди лауреатов было лишь 3 % женщин[1].

В Узбекистане по статистике среди докторов наук женщин всего 27%.  Наименьшее количество женщин в сферах геолого-минералогических (11%) и технических наук (15%), физики и астрономии (14%)[2].

Мы встретились с женщинами-учеными, достигшими высокого уровня в науке, с женщинами-профессорами, которые преподают в международных университетах. Они размышляют о том, как их успех был сформирован, каковы его составляющие и влияет ли гендерная идентичность на их профессиональный и личностный рост.

5 женщин. 5 историй из жизни. 5 разных судеб и дорог. Но их объединяет одно – тяга к знаниям, любовь к семье и искренняя вера в свои и силы и в возможность улучшить мир благодаря своим знаниям и опыту. Истории, которые нужно освещать, изучать и распространять.

 

[1] З.М.Кодар. ЖЕНСКОЕ УЧАСТИЕ В НАУКЕ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

[2]https://gender.stat.uz

САИДА САФИБУЛЛАЕВНА БЕКНАЗАРОВА

 

Профессор кафедры аудиовизуальных технологий Ташкентского университета информационных технологий им. Мухаммада аль-Хорезми, доктор технических наук,  доцент.

В 2016 году стала одним из победителей I Международного конкурса высоких достижений в науке и образовании «Признание» (Ростов-на-Дону, Российская Федерация), организованного международным исследовательским центром «Сотрудничество в науке», заняв II место.

В 2017 году Академией наук естественных и точных наук Российской Федерации Саиде Бекназаровой было присвоено звание «Заслуженный деятель науки и техники» в конкурсе среди ученых в возрасте до 35 лет, внесших достойный вклад в развитие техники. Она стала победителем республиканского конкурса «Лучший педагог высшего учебного заведения», в номинации «Лучший педагог, использующий инновационные и информационные технологии в области связи, информатизации и телекоммуникационных технологий».

Награждена медалью «Исаак Ньютон» (Isaac Newton) в соответствии с заключением отдела званий и наград Европейского научно-производственного консорциума. Является членом Международной организации женщин-ученых в развивающемся мире (OWSD), филиала отдела программ ЮНЕСКО, направленных на развитие мира под эгидой (TWAS), удостоена звания «Женщина года» Комитета женщин Узбекистана.

         Чем является наука для Вас?

Науку в целом можно ассоциировать, как желание разгадать секреты бытия, стремление все знать, создавать что-то новое на основе оперируемых знаний, делать свою жизнь лучше и тем самым вносить вклад в общее развитие человечества. Каждый из нас может внести свой малый, иногда даже незначительный вклад в науку, что в совокупности дает толчок развитию в той или иной сфере. Мы получаем первоначальные знания от родителей, в школах, институтах, и постоянно применяем все на практике, в жизни. Но кто-то из нас не останавливается на полученных знаниях, старается глубже изучить секреты Вселенной, волей-неволей, осознано или не осознано становясь ученым, который изучает проблемы, ставит опыты, стремясь изобрести то, что принесет пользу. А кто-то создает инструменты для этих опытов, заботится о здоровье людей, воспитывает детей, обеспечивает порядок на улицах и многое другое. Для развития науки важен каждый из нас.

 Часто преподавание приравнивают к науке, правильно ли это?

Существует стереотип, что преподавание и наука идентичны, поскольку, когда ты сам получаешь знания, естественно, ими делишься. Этот процесс необходим, так как ты получаешь обратную связь, т.е. отклик на свои открытия, мысли, переживания, знания. И, скорее, это не стереотип, а необходимость. Но нужно отличать университет или институт, где преподаватели ведут как преподавательскую, так и научно-исследовательскую деятельность и у них этот процесс всегда смежный, от научных сотрудников в научно-исследовательских институтах, которые все свое время посвящают развитию науки, опытам, открытиям и т.д. Резюмируя, могу сказать, наука — это то, что сделало нас людьми, что дает нам возможность постоянно развиваться. И не важно, станет ли человек профессором или обладателем каких-либо премий, или посвятит свою жизнь воспитанию детей, развитию личных качеств, карьере. Что бы мы ни выбрали, повсюду нам нужны глубокие научные знания и достижения.

 Что Вас привело в науку?

Меня еще со школьной скамьи интересовал предмет информатика. В 1999 году к нам в гимназию, где я училась, привезли новые компьютеры. Мы все одноклассники влюбились в это чудо техники… Гимназия, в которой я училась, была с математическим уклоном, и я уже тогда знала, что хочу стать программистом. Поступив на факультет информатики, я посвятила шесть лет обучения в бакалавриате и магистратуре изучению секретов программирования, коммуникации и ИТ.

В студенческие годы я принимала участие в различных конкурсах по ИКТ со своими проектами, разработками, программами. Получала призовые места, становилась победителем. К тому же стала стипендиатом президентской стипендии и государственной имени Бируни. Я никогда не останавливалась на достигнутом, всегда находила время для того чтобы лишний часок посвятить получению новой информации. Лауреаты президентской стипендии могут без экзамена поступить в аспирантуру любого вуза по специальности, я поступила в аспирантуру ТУИТ. Выбрала этот вуз, так как он был передовым по программированию. Таким образом, я пришла в науку благодаря выбору любимой мною профессии, усердию и государственной поддержке.

Я защитила кандидатскую и докторскую диссертации по специальности машинное и программное обеспечение вычислительных машин и комплексов. Основным направлением моих научных исследований стало проектирование информационных, мультимедийных систем, обработка данных, аудио- и видеотехнологии, моделирование информационных систем.

 Что мотивирует Вас двигаться все дальше и дальше…

Проекты, над которыми я сейчас работаю, – это разработка виртуальных музеев, информационные автоматизированные системы, мобильные приложения, электронные обучающие ресурсы, национальная торговая площадка с интеграцией международных платежных систем и информационная система автоматизации поведения социологических опросов, анкетирования и другие различные направления. Естественно, когда открываешь секреты в той или иной сфере, все глубже внедряясь в тему, открываются те грани, которые еще не исследовались или изучались только под определенным ракурсом. Вот именно такие моменты мотивируют меня идти дальше, находить новые решения и создавать новые программы. В этом нескончаемом процессе я постоянно развиваюсь.

 Были ли на Вашем пути сложности в достижении высот?

Нет, с уверенностью говорю вам это. Знаете, если человек осознанно делает свое дело, изучает, накапливает знания, пытается раскрыть секреты в какой-либо сфере науки, никто не сможет остановить его своими предрассудками, убеждениями, искусственными преградами. Грамотный человек держится на своем внутреннем стержне, основанном на его знаниях и опыте. Такого человека трудно сломить.

И, в конце концов, каждый понимает, что труд, стремление к цели, упорная работа над собой заслуживают уважения. Так и в моем случае. В силу сложившихся стереотипов, кто-то наблюдает с осторожностью, кто-то проявляет неудовольствие, некоторые наоборот восхищаются. В итоге становится очевидным, что за каждым успехом, за каждым результатом стоит огромный труд, знания, упорство. И это заслуживает похвалы и признания. Девушка это или парень, мужчина или женщина, вне зависимости от половой принадлежности каждый должен стремиться к самосовершенствованию. В первую очередь – для себя и тем самым для общества.

 Как Вы думаете, почему среди лауреатов Нобелевской премии и вообще в научной сфере так мало женщин? Может, существует проблема или сдерживающий фактор, препятствующий девушкам идти в науку или достигать в ней больших успехов?

Женщины многофункциональны, это факт. Наверное, это и наше бремя: мы знаем, для того чтобы получить результат, необходимо посвятить этому много, очень много времени, труда, знаний и, невзирая на неудачи, провалы, стремиться получить только положительный результат. Посвятить жизнь науке. Но не все готовы сделать это, нам приходится совмещать семью, науку, работу. Но все же, каждый должен стремиться к более высоким результатам.

А фактор, сдерживающий наших девушек от того, чтобы идти в науку, по моему мнению, это отсутствие поддержки в семье. Вне зависимости сын это или дочь, необходимо одинаково давать детям образование, приучать к работе над собой, развивать их всесторонне, поддерживать начинания дочери, супруги, к примеру, помогая ей в быту. Девушкам необходимы реальные примеры, которые мотивировали бы их заняться образованием, наукой, самосовершенствованием. Не забывать об изречении великих: «Обучишь сына – обучишь одного человека, обучишь дочь – обучишь многих».

 В современном Узбекистане наука не особо развита. Как Вы думаете, с чем это связано?

Здесь можно привести несколько причин. Во-первых, нужно популяризовать науку на всех уровнях обучения – в детских садах, школах, университетах, объяснять необходимость обучения, не заставлять просто запоминать ту или иную информацию, а научить устанавливать причинно-следственную связь. Научить задавать вопросы: почему? Каким образом? Зачем? Наши дети должны знать, где они смогут применять свои полученные знания и как. Необходимо научить вдумываться во все происходящее, наблюдать и делать выводы.

Во-вторых, развитие науки, научно-технический прогресс волей-неволей воспитывает поколение пользователей, т.е. мы пользуемся всеми результатами развития науки, которые облегчили нам жизнь, и уже не пытаемся усовершенствовать что-либо. Нам удобно, комфортно. Поэтому опять же на всех уровнях обучения преподаватели и родители должны воспитывать в детях стремление улучшить жизнь. Каким образом? Учением, приобретением знаний и их применением.

В-третьих, немаловажная причина отсутствия активного развития науки – это финансовая непривлекательность данного рода деятельности. Всем надо жить. Можно продолжить данный список, но думаю эти критерии также немаловажные.

 2020 год для многих оказался сложным в связи с пандемией из-за коронавируса. Скажите, повлияла ли пандемия на Вашу работу?

Лично для меня сначала было нелегко приспособиться к работе удаленно. Но я быстро скоординировалась, прошла обучение онлайн и смогла выделить время для своих проектов. Мне самой сложно в это поверить, но за этот период вынужденного карантина я разработала и завершила семь программных обеспечений, получила патенты на них. Кроме того, написала несколько научных статей, которые были опубликованы в журналах базы Scopus, других зарубежных и местных журналах, приняла участие в различных конференциях, вебинарах, семинарах, обучалась на открытых курсах университетов. Приняла участие в различных онлайн-конкурсах, форумах с проектами для молодых ученых и для женщин-ученых в Корее, Казахстане, где добилась значительных результатов. В Казахстане была признана молодой ученой 2020 года, мне были вручены медаль и диплом. В Корее стала победителем Гран-при и обладателем золотой медали за свои проекты.

Я не устану повторять, что никогда не надо останавливаться на достигнутом, постоянно нужно совершенствоваться и расти, получать выгоду из сложившейся ситуации. А в ситуации карантина я увидела много плюсов для роста и развития, определила для себя сферы, которые требуют моего внимания и моих знаний.

 У Вас были сомнения в избранном пути? Что Вы посоветовали бы тем, кто находится в начале своего пути?

Сомнение — это немного странно. Человек должен быть уверен в своих знаниях, стремлениях. Сомнения возникают, наверное, больше из-за финансирования, но все равно, невзирая ни на что, нужно смело начинать свой путь. Сделать шаг для начала увлекательного пути, для своей настоящей жизни. Не нужно думать, что все будет сразу, и результаты наступят мгновенно. Всему свое время. Качества, которые необходимы для ученого: трудолюбие, усидчивость, терпение, умение анализировать и синтезировать, наблюдать и делать выводы. И обязательно – самосовершенствование, постоянное и неугомонное.

НАРГИЗА ХОЛАХМЕДОВНА АЛИКУЛОВА

Советник по прессе и информации Делегации Европейского Союза в Узбекистане, адъюнкт-профессор Международного университета Вебстер в Ташкенте. В 2007 году выиграла стипендию Японского агентства международного сотрудничества для обучения в Японии на получение степени магистра. В 2011 году – стипендию Центрально-европейского университета на прохождение летней школы в сфере человеческого развития. Эксперт в области коммуникаций и связей с общественностью, автор ряда научных публикаций на темы гендерного равенства, политологии и социологии. С 2009 по 2016 год работала в проекте Программы развития ООН в Центре экономических исследований (ЦЭИ), ведущем «мозговом центре» Узбекистана. Консультант в сфере коммуникаций проектов ПРООН, Всемирного банка, Международной организации труда, Европейского Союза и Азиатского банка развития. Работала главным редактором научно-популярного журнала «Бола ва замон». Член Научной сети азиатских женщин (Япония). Стажировалась в США, Японии, Бельгии, Германии. В 2019 и 2020 годах была награждена «За лучшую коммуникационную идею» среди Делегаций ЕС в регионе Восточного партнерства, Центральной Азии и Кавказа. Автор телеграм-канала «Дипломатка», рассказывающего об известных женщинах-дипломатах. Занимается продвижением проектов в сфере культурной и публичной дипломатии. Исследует роль женщин в дипломатии, построении мира и безопасности.

 Расскажите о Вашем пути в науку?

По образованию я – политолог. Получила степень магистра в школе права Университета Кюсю, Япония, выиграв стипендию программы японского правительства. Именно с момента учебы, думаю, и началась моя любовь к прикладным исследованиям. Мне всегда было интересно понять причины, исследовать тренды, искать взаимосвязи и закономерности в тех или иных общественных событиях. Моя магистерская диссертация, посвященная репрезентативности женщин в парламенте Узбекистана, была первым исследованием в данной сфере. Выкладки были также использованы в проекте ПРООН «Поддержка парламентского развития в Узбекистане». Мои исследования в сфере гендерных вопросов всегда пересекались с другими дисциплинами, такими как история, продовольственная безопасность, коммуникации. Не удивительно, что по возвращении в Узбекистан я проработала семь лет в ведущем «мозговом центре» – Центре экономических исследований, среди выдающихся экспертов и ученых, там было много умных, образованных девушек и женщин. Я привлекалась в качестве национального консультанта в ряд исследовательских проектов. Считаю, что мне очень повезло взаимодействовать и работать с неординарными людьми. Именно эта среда оказала влияние на мое становление как профессионала и аналитика. Лично мне ближе прикладная аналитика. Позже решила уйти в «свободное плавание» и работала над аналитическими отчетами для таких международных организаций, как Азиатский банк развития, МОТ, Всемирный банк.

Опыт в коммуникациях и аналитике привел к тому, что с 2016 по 2018 год я возглавляла научный журнал «Бола ва замон», который входит в состав ВАК. Журнал издается при Республиканском центре социальной адаптации детей (РЦСАД), где я также встретила огромное количество женщин, занимающихся исследованиями и наукой в сфере психологии, педагогики, медицины.

С августа 2020 года стала адъюнкт-профессором в филиале Вебстерского университета в Ташкенте, где преподаю студентам стратегические коммуникации и связи с общественностью.

Не могу не упомянуть роль отца в моем становлении. Именно наши с папой ежедневные дискуссии и споры на темы истории, географии и международных отношений с детства привили мне интерес к гуманитарным наукам. А моя любовь к культуре связана с тем, что в нашей семье детей с пяти лет отдавали заниматься музыкой. Я имею музыкальное образование, играю на фортепьяно, сочиняю музыку и песни. Это очень важно для развития усидчивости в детях и любви к прекрасному миру искусства с малых лет.

 В нашем обществе существует стереотип, что женщина может быть учителем в школе или обычным преподавателем в университете, но никак не заниматься исследованиями и наукой.

На самом деле, я уверена, что женщин, занимающихся наукой и исследованиями в нашей стране очень много. Но было бы еще больше, если бы мы популяризировали науку и особенно роль женщин в науке. Стране нужно больше «историй успеха» в науке. Необходимо распространять опыт зарубежных стран в Research Communications, именно в креативном и доступном способе информирования о научных исследованиях. Стереотипное мнение ведь в обществе не только в том, что женщины не для науки, но в том, что наука сама по себе скучное и ненужное занятие. Общество не видит прикладного значения науки, не понимает, как наука способна улучшить их жизнь.

Роли женщин в науке была посвящена моя исследовательская статья для прошлого номера журнала QUANT. Ничтожно малое количество женщин в мире изобретений. Кроме того, даже если группа изобретателей (из ВУЗА, НИИ или частной компании) подает на патент, к сожалению, в базе мы не можем видеть состав группы – женщины или мужчины, и, конечно, роль женщин в данных разработках совсем не раскрывается. Все это, конечно, не может не демотивировать женщин заниматься наукой. Совсем немногие ведь знают, что такими изобретениями, как блю-тус и вай-фай, GPS и компьютеры, мы обязаны именно женщинам. Поверьте, если женщина будет заниматься наукой и исследованиями, общество начнет процветать семимильными шагами.

 В чем Вы видите решение проблемы развития научного потенциала среди женщин?

К вопросу популяризации науки я бы хотела добавить одну очень важную деталь, а именно – привитие любви к науке с детства. Несколько лет назад у нас был проведен конкурс на создание национальных героев для мультфильмов[1]. Каким же огромным разочарованием для меня было то, что для образов героинь-девочек были выбраны поэтесса и танцовщица, а для образов мальчиков-героев – ученые. Вот вам и ответ привития и насаждения «менталитета» с детства. То есть, если ты – девочка, то способна лишь танцевать (а значит развлекать). Нашей стране нужны новые мультгероини. Девочки-спортсменки, ученые, полицейские. И – да, профессора.

А теперь посмотрите на развитие концепции EduTainment за рубежом (EduТainment объединяет слова «образование» и «развлечение». Это относится к любой форме развлечения, которое носит образовательный характер. Взять, к примеру, успех российского мультсериала «Фиксики», где активную позицию занимает Симка — одна из главных персонажей. На этом мультсериале выросли все мои дети. Это веселый и яркий мультсериал, рассказывающий о жизни маленьких человечков, которые живут внутри бытовых приборов и следят за тем, чтобы те не ломались. Каждая серия посвящена объяснению принципов работы одного из приборов, например, телевизора или холодильника. Так дети, следя за приключениями любимых персонажей, в интересной форме узнают об окружающих предметах. Ну что может быть лучше для привития детям любви к науке и исследованиям?

 Сложности в достижении целей, взлеты и падения – спутники любого целеустремленного человека, а женщины в своей профессиональной деятельности сталкиваются к тому же с гендерной дискриминацией. Было ли у Вас такое?

Когда я выиграла стипендию японского правительства в 2007 году, у меня уже было двое детей – трех и пяти лет. В группе стипендиатов из 20 человек было всего четыре девушки, среди них только я одна была замужем и с детьми. Передо мной стоял очень трудный выбор. И моя семья поддержала меня, хотя мне было очень трудно жить какое-то время вдали от семьи, пока они приехали ко мне в Японию. Слышала, что многие замужние женщины, особенно те, которые с детьми, отказывались от стипендии, так как не могли поехать на учебу именно потому, что семья была против, или же они не могли расстаться на время с детьми. Конечно, было нелегко. Мне приходилось сначала делать уроки с детьми, покормить их, уложить спать, а потом ночью писать статьи, исследования и рефераты. Конечно, я не высыпалась и уставала. Но я знала, зачем мне это надо. Я сама этого очень хотела. И я закончила с отличием.

Мой личный опыт повлиял самым положительным образом на мировоззрение моих детей. Они увидели мир, с детства говорили на нескольких языках и теперь стремятся также получить хорошее образование. Мы очень часто путешествуем вместе, и сейчас я всегда стараюсь их брать в свои командировки. Хочу быть для них примером. Чтобы они видели, что умом и старанием можно добиться многого и в нашей стране. Недаром говорят: «Дай образование девушке – и ты дашь образование ее детям и семье».

Я не знаю, что такое высоты в карьере. Я просто нахожусь в постоянном процессе. И, на мой взгляд, этот процесс бесконечен. Но если ты женщина и хочешь быть на одном уровне с мужчинами и зарабатывать не меньше их, то тебе, безусловно, надо работать в три раза больше, чем им. Все-таки мы живем в мире, созданном мужчинами – бизнес, правительство, и даже дипломатия. К сожалению, нам, женщинам, признание, возможность высказываться, да и просто обычное пространство дается в результате борьбы. В гендерном вопросе я склоняюсь больше к сотрудничеству и взаимодействию. Мы все разные, у каждого свои уникальные способности и возможности. И мы не сможем добиться равноправия (я не говорю равенства, так как мы во многом неравны и не обязательно в пользу мужчин), не работая в тесном сотрудничестве с мужчинами.

 Многие считают 2020 год неудачным, им было сложно перенести период карантина. Вы как человек, обладающий незаурядным умом и навыками, согласны с этим?

Для меня лично в плане саморазвития вынужденный карантин повлиял в положительном ключе. Время, высвобожденное от дороги на работу и домой, я смогла посвятить повышению квалификации, прохождению онлайн-курсов, ключевые из которых – курс по развитию лидерских качеств, культурной дипломатии, «Дипломатия в ХХI веке», где я изучала принципы цифровой дипломатии, а также DataViz–курс, как с помощью визуализации преподносить данные, популяризировать исследования и готовить интересные отчеты. Кроме того, я стала больше писать и исследовать и решила передавать знания молодежи.

 

Молодые люди при выборе профессии часто подвергаются сомнениям и давлению со стороны. Что Вы пожелали бы им и особенно тем, кто хочет посвятить себя науке?

Идти нужно туда, куда велит сердце. Нельзя сомневаться. Верьте в себя. Ищите единомышленников, создавайте свою собственную «среду обитания», формируйте команду. Именно неординарные и креативные идеи очень нужны нашей стране. Но что немаловажно, правительству необходимо всячески поддерживать такой креативный и научный потенциал, особенно молодых-ученых. Создавать квоты для женщин при поступлении в вузы по научным направлениям. Пусть это временная «позитивная дискриминационная мера», однако, когда будет достигнута точка невозврата и женщины поверят в свои силы и, самое главное – в свой интеллектуальный потенциал, только тогда мы сможем достичь настоящих высот в развитии. Нельзя, чтобы мужчины-начальники «присваивали» себе научные труды, созданные ассистентками-девушками и научными сотрудницами. Потери от этого, как вовлеченным людям, так и обществу в целом – огромные.

А самое важное в науке – любовь и страсть к тому, чем ты занимаешься. Ну и, конечно, любопытство и желание докопаться до истины.

 

ТАТЬЯНА БЫСТРУШКИНА


Татьяна Быструшкина имеет степень магистра наук в области устойчивого развития и экономики окружающей среды в University of St Andrews (Великобритания), степень магистра международного бизнеса в Вестминстерском международном университете в Ташкенте и степень бакалавра филологии в Самаркандском государственном институте иностранных языков. Татьяна Быструшкина была приглашенным научным сотрудником в Университете Джона Хопкинса и является обладателем множества наград и стипендий, в том числе Chevening, MASHAV, Rumsfeld и других. В течение последних 12 лет была вовлечена в проекты в сфере устойчивого развития в Центральной Азии и Великобритании, является членом Совета иностранных инвесторов при Президенте Республики Узбекистан и Общественного Совета при Агентстве по экологии. В качестве исполнительного директора Американской Торговой Палаты в Узбекистане, Татьяна Быструшкина отвечает за работу с правительством и занимается консультированием по вопросам политики в сфере торговли и инвестиций, улучшения бизнес-среды и привлечению инвестиций, преподает в Международном университете Вебстер в Ташкенте.

 

Для многих наука – это нечто очень сложное, непостижимое и очень серьезное. Это действительно так?

Для меня наука — это творчество. Объясню почему. Когда я готовлюсь к лекции или пишу научную работу, есть часть процесса, когда материал собран, проверены все источники, и все это огромное количество информации – некий ком отдельных мыслей и большого количества данных. И этот ком информации нужно как-то сложить в одну логическую цепочку, которая будет понятна на другом конце провода. Так вот, этот процесс складывания кусочков в целое – синтез, когда кусочек за кусочком складывается пазл. Это чистое творчество. Ты творишь, ты творец!

Когда преподаешь, ты получаешь еженедельную обратную связь, информацию о том, получилось ли у тебя сложить множество кусочков в одно целое.

 

Значит ли это, что в науку Вас привело творческое начало, или были еще другие мотиваторы?

Мне всегда было интересно найти ответ на вопрос «почему?» Все началось с очень банального вопроса – почему в Самарканде, а я именно оттуда, население страдает от постоянных перебоев с поставкой газа и света. Так было не всегда. В последние 10 лет проблема сильно усугубилась.

Во время учебы в магистратуре Международного Вестминстерского университета в Ташкенте я увлеклась экономикой природопользования и энергетики. Поэтому, когда настало время писать диссертацию, я уже точно знала, что буду писать по возобновляемым источникам энергии в Узбекистане. С быстрым ростом населения в нашей стране и асимметрией в сторону спроса в «спросе и предложении» в сфере энергетики, альтернативные источники энергии являются оптимальным решением для восстановления энергобаланса. Моя первая научная работа была посвящена солнечной энергетике в Узбекистане.

Я не могла остановиться на этом, мне хотелось узнать больше, и я подала запрос в Chevening для продолжения обучения. Я победила среди многих, жаждущих знаний, выиграла стипендию, и в итоге моего обучения получила степень магистра наук в Университете Святого Эндрюса (University of St Andrews) в Соединенном Королевстве в сфере устойчивого развития и экономики природопользования. Эта обширная тема с очень практическим применением. Важно понять, что каждый из нас может изменить мир, меняя свои привычки, поведение пользования, для того чтобы в принципе спасти самих себя и свое будущее поколение. Сейчас у меня есть возможность менять мир в составе Общественного Совета при Агентстве по экологии Республики Узбекистан.

 

В своей деятельности Вы как женщина сталкивались с трудностями и преградами?

Наоборот, в настоящее время для женщины существует масса возможностей построить карьеру. Я начинала ассистентом в Американской торговой палате в Узбекистане. Именно Совет директоров в свое время выдвинул мою кандидатуру на позицию исполнительного директора, и они всячески меня поддерживают и направляют. Это действительно ценно. Я работаю с правительством Узбекистана по разным вопросам и хочу заметить, что на встречах, в переписке, при формальном и неформальном общении я никогда не чувствовала никакой дискриминации. Более того, сейчас множество международных программ специализируется на развитии лидерского потенциала в женщинах. Несколько лет назад мы искали кандидаток для международной программы по лидерству, потому что на страну распределили равное количество мест для женщин и мужчин. Было очень сложно найти квалифицированных женщин, которые были бы согласны уехать на три недели на стажировку. И, наверное, в этот момент я осознала всю серьезность ситуации, когда многие женщины не имеют таких же возможностей развиваться, как у меня, и мы сейчас имеем довольно большой отрыв женского участия в государственной и общественной жизни.

Как вы думаете, в чем состоит проблема развития научного потенциала женщины?

Думаю, здесь большое значение имеет вопрос баланса. В нашем обществе на женщину в первую очередь возлагается обязанность матери, жены. Общество ждет, что в первую очередь ты должна реализоваться в этой сфере. Наука требует огромных затрат времени и энергии. Когда я провожу исследования, я не сплю ночами и могу находиться в библиотеке или на полевых работах дни напролет. Это очень увлекает, и ты теряешь ощущение времени.    В такие моменты очень важна поддержка семьи. Хорошо, когда семья понимает и поддерживает женщину. К сожалению, это нечасто можно встретить в нашем обществе.  Я приведу очень яркий пример. У моего научного руководителя в University of St Andrews родился ребенок как раз, когда я начала писать научную диссертацию. Днем он работал, пока его супруга ухаживала за ребенком, а ночами за ребенком смотрел мой руководитель. В Соединенном Королевстве принято воспитывать детей обоими родителями в равной степени, не перекладывая основную ношу на женские плечи. В итоге, к тому времени, когда я закончила писать диссертацию, мой руководитель похудел на 10 килограммов, а его жена сохранила нервы, здоровье и красоту, свободное время могла посвятить время своему развитию. У нас же, к сожалению, в большинстве случаев забота о детях полностью ложится на женские плечи, а ведь это занимает очень много времени, сил и здоровья. Женщина должна иметь возможность развиваться и вне семьи, если у нее есть такое стремление, а семья всячески должна ее в этом поддерживать. Для детей пример матери всегда является первичным и самым ярким. Видя, как мама стремится сделать наш мир лучше, как она светится от счастья благодаря своему вкладу в развитие общества и самореализации, дети обретут веру в себя и в будущем будут счастливы, занимаясь любимым делом.

Как на Вас повлияли события 2020 года, когда каждый житель Земли практически был изолирован от общества и был лишен возможности работать в коллективе, общаться с коллегами, друзьями?

Мне очень нравится работать дистанционно, в первую очередь, потому, что я не привязана к определенному месту. Онлайн-доступ к библиотекам и базам данных значительно облегчает процесс. Мы все уже привыкли к виртуальным семинарам, симпозиумам, урокам, встречам. Из-за того, что теперь все мероприятия проводятся онлайн, стерлись понятия рабочего времени. Мы работаем с США и Европой, и бывает, что пока они спокойно проводят заседания днем в США, мне приходится работать ночью и быть на онлайн-встрече при полном параде и с широко раскрытыми глазами. Поэтому ненормированный рабочий день стал некой нормой. Да и объем работы значительно увеличился. Думаю, с окончанием пандемии, мы продолжим работать в «гибридном» режиме, потому что онлайн значительно облегчает и удешевляет логистику. Ко всему прочему это удобно.

Есть ли некие особые качества, которыми должен обладать человек, стремящийся в науку?

В первую очередь, конечно, любопытство, желание найти ответы на вопросы «Почему? Как? Зачем?»

Усердие, дисциплина и терпение – эти качества архиважны для получения результата. Наука — это ежедневный кропотливый труд, неудачи, взлеты и падения, прокрастинация. Для меня очень важна системность, то есть режим и регулярность. Когда пишешь работу, бывают дни, когда ты написала уже примерно 60% и тебя уже «тошнит» от нее. Тогда нужно развеяться, но главное – потом вернуться и опять войти в режим.

 

ДИЛФУЗА МУРОДУЛЛАЕВНА КУРОЛОВА

Юрист по правам человека, имеет степень бакалавра юриспруденции (2010) и магистра международного права(2012) Ташкентского государственного юридического университета, степень магистра в сфере политологии и безопасности Академии ОБСЕ в Бишкеке (2015). Выпускница программы AIEPS (American Institute for Economic and Political Studies) и стипендиат TFAS, стипендиат программы John Smith Trust, член Центрально-Азиатской молодежной сети и резидент Mampassi Collective. Куратор по спикерам сообщества TEDx Mustaqillik Square, куратор-основатель Global Shapers Tashkent Hubи, член Глобального координационного совета по COVID-19 сообщества Global Shapers, молодежного движения Всемирного экономического форума. Стажировалась в штаб-квартире ОБСЕ в Вене (2015), в уголовных и гражданских районных судах города Ташкента (2007-2010). Работала в Центре электронного правительства и Ассоциации по раку молочной железы. C 2016 года – консультант международных и национальных проектов по правовым и социальным вопросам Всемирного банка, Азиатского банка развития, Международной комиссии юристов, ЮНИСЕФ, Международной организации труда, ПРООН и других. Преподавала в Ташкентском государственном юридическом университете, с августа 2020 года является адъюнкт-профессором в Международном университете Вебстера в Ташкенте. Оказывает бесплатные юридические онлайн-консультации. Исследует и продвигает социальные права человека. Участвует в структуре «ООН-женщины» Центральной Азии в качестве активиста из Узбекистана в рамках кампании «16 дней активизма против гендерного насилия».

 

У каждого ученого свой мотив идти в науку. Что такое наука для Вас?

Когда-то в детстве, в то время наша семья переживала переломный момент, мой отец мне сказал: «Не важно, какой у человека статус и сколько денег на счету. Все может мигом как появиться, так и исчезнуть. Главное нужно учиться, ведь наше образование никуда не денется от нас». Так я начала стремиться к учебе и ценить каждую минуту, проведенную за книгами, на лекциях и стажировках.

Наука для меня – постоянное стремление к знаниям, к нужной и правильной информации. Наверное, моя любовь к знаниям и опытам привели меня в науку.

По образованию я юрист в области международного права и политолог. Когда окончила юридический, у меня была мечта стать политологом, и я не понимала, как можно быть специалистом по правам человека в Узбекистане, не учитывая региональные особенности. А вот спустя 10 лет после окончания университета я стала тем, кем когда-то даже и не мечтала. Имея два высших образования, могу сказать, что чем больше учусь, тем больше пониманию, что есть столько много всего в этой жизни, чего я еще не знаю. А мотивацией для меня всегда является результат моих исследований. Будь это какой-то проект, книга, статья или же мои консультации, главное, чтобы был результат, который может привнести какой-то прогресс или развитие в общество.

А еще я очень люблю путешествовать и учить языки. Именно из-за науки и исследований я побывала в различных странах, училась и делилась своими знаниями. И мне это нравится, это прекрасно, и я благодарна отцу, за то, что он дал мне очень хороший совет!

 

Сейчас часто стали подниматься вопросы гендерного неравенства, в том числе в научной сфере. Что вы можете сказать по этому вопросу?

Если честно, я очень не люблю делить людей на мужчин и женщин, так как мы равны, особенно в науке. Другой вопрос — это гендерные роли в обществе и семье, которые ограничивают возможности женщин. По отчетам Международной организации труда, у женщин меньше зарплата и им труднее сделать карьеру и занимать высокие посты. Это касается и сферы ее деятельности, так  как женщина должна сначала создать семью и потом уже заниматься наукой и писать диссертацию. И здесь по большей части вопрос состоит в том, чтобы поддержать женщину в выборе пути развития,  в реализации ее творческого потенциала. Поддержать, облегчив и разделив с ней бытовые нагрузки.

Согласитесь, наука это постоянный поиск ответов на вопросы. Этот процесс настолько увлекательный, что очень часто человек, погружаясь в поиски ответа на свои вопросы, теряет счет времени. Нужна сильная концентрация. Чаще женщинам не хватает концентрации из-за того, что ей приходится отвлекаться на решение множества других задач.

Я сама очень люблю работать, особенно над документами и исследованиями, когда дома все спят: так меня никто не отвлекает. Когда мы говорим, что женщины зачастую многозадачные и могут решать несколько вопросов и делать много дел одновременно, это не означает, что перед ней надо ставить ультиматум в стиле «хочешь работать, успевай следить за домом, детьми» и т.д.

 

Многих мучает вопрос, почему же так мало женщин-ученых, критически мало лауреатов Нобелевской и других научных премий. Как вы считаете, в чем кроется реальная причина?

Исходя из реалий нашей страны, я вижу несколько факторов:

— доступ к образованию: не все девочки могут продолжить обучаться в университетах и тем более продолжать свою деятельность в науке. Есть, конечно, положительные примеры,когда девушки имеют возможность заниматься научной деятельностью после замужества, но зачастую в таких случаев научные работы не соответствуют международным требованиям к научным изданиям, и исследования эти не столь глубокие и интересные.

— финансовая поддержка: не все книги и публикации бесплатны, а без доступа к научной фундаментальной литературе совершать научные открытия и исследования невозможно.

— социальная и семейная поддержка: семья, общество и соседи чаще давят на женщин, требуя от них выполнения социальной роли, что во многом ограничивает способность не только женщин, но и вообще любого исследователя.

Исследования мирового значения требуют тщательной, кропотливой и дотошной работы, для чего, к сожалению, у женщин не хватает возможностей, времени и поддержки.

Сталкивались ли Вы лично с препятствиями в профессиональном развитии на основе гендерной дискриминации?

Было несколько случаев в моей жизни, когда я почувствовала дискриминацию из-за того, что я —  женщина. Это было связано с моим трудоустройством, при этом все было оформлено объективно и законно.

В одном случае меня не хотели брать на работу, так как посчитали, что я нахожусь в детородном возрасте, и работодателю придется оплачивать мне декретные отпуска и другие социальные выплаты.

В другом случае со мной расторгли трудовой договор, когда я находилась на восьмом месяце беременности, опять же, чтобы не платить положенные по закону социальные выплаты. Но я вышла и продолжила свою консультантскую работу уже спустя три недели после родов.

Примечательно, что в обоих случаях это были государственные органы, которые пожалели о своих действиях и пытались вернуть меня на работу. Я не обижена, ведь именно их, по сути, неправомерные действия были большой мотивацией работать дальше над собой и не сдаваться. При этом очень важно понимать, что именно такого рода решения чаще всего демотивируют женщин, ущемляют их права, достоинство и возможности.

Пандемия из-за коронавируса на многих отразилась негативно. Как такие события повлияли на Вашу работу, что изменилось?

Пандемия из-за коронавируса, карантин и самоизоляция очень сильно повлияли на меня как в профессиональной, так и в научной жизни. Я еще более выросла как профессионал, так как практики было много. Стала внештатным профессором Вебстерского университета в Ташкенте. Если честно, я была уверена, что не смогу преподавать, так как не люблю «оценивать» людей, и еще думала, что не могу передавать знания грамотно и доходчиво. Но опыт преподавания в своем альма-матер и в Вебстере дал понять, что процесс этот очень увлекательный. Оказалось, что я очень требовательный преподаватель, который при этом любит делиться знаниями.

А пандемия показала всем, что есть разные способы доступа к информации, и что именно женщинам, на мой взгляд, легко дается адаптация к новым реалиям. Возьмем пример женщин-судей, которые очень быстро смогли адаптироваться к работе из дома, ведь им не привыкать к многозадачности.

 

Есть ли у Вас пожелания молодым ученым, стремящимся внести свою лепту в мир науки?

  1. Усидчивость, 2. Уверенность в себе и в выбранной теме, 3. Постоянное желание познавать новое (stay hungry stay fool, S.Jobs), 4. Цель. 5. Слушать только себя на пути к поставленной цели.

По своей работе я часто слышу «А зачем тебе это надо? Зачем себя мучить?» Вот именно такие слова и демотиваторов нельзя слушать. Нужно идти только вперед. Именно наше стремление сделать мир лучше и желание достичь определенных высот приведет к поставленной цели.

Именно поэтому я никогда не сдаюсь, продолжаю учиться, делиться знаниями, ставить цели и разрушать стереотипы. Я уверена, что каждая девушка на это способна, нужно только захотеть и начать делать. А преград всегда будет много на всех этапах, нужно просто их преодолевать.

 

МАРИЯ АЛЕКСЕЕВНА ГРИЦЫНА

 

Научный сотрудник в Институте зоологии Академии наук Республики Узбекистан. Автор более 50 научных публикаций.

Мария Грицына проходила стажировку в сфере археозоологии, в лабораториях и на местах стоянок древних людей под руководством профессора де Люмле в Ницце, Франция (Grotte du Lazaret) и Таутавелел (Grotte du Arago) и в Институте зоологии Российской Академии наук. Принимала участие в археологических раскопках городища Куктепа в составе франко-узбекской экспедиции, в ежегодном учете джейранов и остеологическом сборе на территории экоцентра «Джейран», в ряде исследовательских экспедиций от Самаркандского краеведческого музея, в зоологической экспедиции в Центральный Кызылкум, Международной экологической экспедиции на плато Устюрт, в зоологических экспедициях научно-исследовательской группы «Туран». Является полевым экологом, экспертом по дикой природе и по образованию, координатор мониторинговых работ. Мария Грицына также прошла международные учебные курсы в Фонде охраны гепардов (Намибия), в программе лидерства – Охрана окружающей среды и Сохранение биоразнообразия.

 

Поделитесь, пожалуйста, что побудило Вас заниматься наукой?

Я – зоолог. Проблема выбора профессии, мучающая многих людей, передо мной никогда не стояла. По словам мамы, уже в три года я впервые озвучила, что хочу изучать животных. Далее сомнений не было – двор за домом был полон невероятных открытий – от растений, бабочек, птиц, до обычных дворовых животных – кошек и собак. Большинство обитателей двора незамедлительно становились жителями нашего дома, которых мудрые родители принимали и терпели. Например, по дому прыгали жабы, окукливались и вылетали бабочки, в банке жил грызун слепушонка, периодически бывали змеи, варан и даже как-то в бассейне поселился самый настоящий крокодил.

Живя в Самарканде, я окончила университет и магистратуру по специальности «зоолог». Во время учебы уверенность в правильности выбора профессии крепла, чему способствовала полевая практика в горах, выезды в расположенные вблизи окрестности. Желание получить как можно больше опыта привело к работе в Зеравшанском заповеднике, затем в Самаркандском краеведческом музее. Благодаря поддержке и наставничеству коллег стало возможным получать новые знания и выезжать все дальше за пределы города, расширять кругозор. Сейчас я работаю научным сотрудником в Институте зоологии Академии наук Узбекистана, принимаю участие в нескольких исследовательских проектах, как на местном уровне, так и на международном. Наука для меня – это не просто работа, а образ жизни.

 

Легко женщине быть ученой?

Я росла в такой семье и находилась в таком окружении, что не сталкивалась с подобными вопросами и ограничениями, и для меня такой вопрос звучит странно. Конечно, я понимаю, что вы хотите этим сказать, и в мире совершенно разные условия для развития и поддержки женщин в научной сфере. Нужно понимать, что женщина может быть кем угодно, не стоит себя ограничивать в профессиональной реализации. Современный мир предоставляет для этого массу возможностей, главное их видеть и далее правильно использовать.

 

И все же, факты твердят, что не хватает «женской руки» в сфере науки. В чем самая большая проблема или сдерживающий фактор, почему девушки не идут в науку?

Общеизвестно, что исторически функция женщины была направлена на организацию домашнего быта с вытекающими отсюда последствиями, общество было ориентировано, грубо говоря, на «мужской мир добытчиков». Выход женщин за пределы домашних обязанностей претерпел многолетний и достаточно тернистый путь. Сейчас общество всесторонне поддерживает вовлеченность женщин в самые разные по направленности профессии, даже в случае целого ряда организаций, особенно международных, это является обязательным условием. Статистика показывает, что количество женщин в науке постоянно увеличивается, однако их все еще меньше, чем мужчин. С моей точки зрения, говорить в целом достаточно сложно, так как в каждой стране ситуация складывалась по-разному и основывалась на массе факторов: начиная от исторических событий и заканчивая особенностями менталитета.  В данном случае будет уместно сказать, что несколько лет назад мы создали волонтерскую инициативную группу и стараемся мотивировать общественность, используя подход «краудсорсинга». Это – привлечение к решению тех или иных задач широкого круга лиц для использования их творческих способностей, знаний и опыта на добровольных началах с применением информационно-коммуникационных технологий. Одним из направлений краудсорсинга является гражданская наука, или citizen science.  Концепция гражданской науки подразумевает проведение научных исследований с привлечением волонтеров, многие из которых могут не иметь соответствующего научного образования и подготовки по специальности. Для этого мы создали сайт, посвященный птицам (birds.uz), ведем несколько пабликов в социальных сетях (Wildlife of Uzbekistan, birds.uz), где простым языком рассказываем о природе Узбекистана, а также проводим мероприятия. Подобный подход позволяет привлекать к научным вопросам и охране природы людей из широких масс.

 

Были ли у Вас трудности в достижении поставленных целей на основе гендерной дискриминации? Как вы с ними справлялись?

Могу однозначно сказать, что прямой гендерной дискриминации я никогда не ощущала. В этой связи можно вспомнить лишь опыт работы на охраняемых природных территориях. Дело в том, что экспедиции в большинстве случаев сопровождаются не самыми комфортными условиями – ночевками в палатках, многочасовыми переездами на машине, лошадях, плохими погодными условиями. И, работая с инспекторским составом, я изначально чувствовала предвзятое отношение ко мне. А именно сомнения в моей физической подготовке и способности справляться со сложными условиями в дикой природы. Однако после одного-двух дней работы, как говорится, «плечом к плечу», это отношение меняется. А вот на академическом уровне никогда не ощущала каких-либо сложностей, связанных с гендерной принадлежностью. Могу с уверенностью сказать, что в зоологической науке Узбекистана количество мужчин и женщин достаточно равномерно.

 

Повлияла ли пандемия 2020 года на Вашу работу? Что изменилось?

Моя работа связана с большим количеством экспедиций в различные уголки Узбекистана. В результате локдауна пришлось отменить целый ряд выездов и встреч с международными коллегами. Однако работа не прекращалась, появилось время многое обдумать, обобщить часть накопленного годами полевого материала в публикации. Современный мир гибок, поэтому достаточно быстро удалось приспособиться к сложившейся ситуации и продолжать работу.

 

Читатели QVANT интересуются, какими качествами должен обладать ученый и какие навыки следует в себе выработать для достижения цели?

Если вы выбираете науку, то тут не должно быть сомнений. Эта та сфера деятельности, которую стоит действительно любить, по-другому просто невозможно. Научная работа требует постоянной вовлеченности в процесс, регулярного совершенствования знаний, зачастую волонтерской работы. Нужно быть готовым к трудностям, ведь чтобы стать специалистом необходимо иметь существенный запас знаний и большую практику. Чтобы получить все это требуются годы. Но настоящая вовлеченность и заинтересованность делают этот процесс невероятно увлекательным. Работа в научной сфере придает жизни интерес, наполняет смыслом, и просто приятно ощущать, что ты можешь сделать окружающий мир, может, совсем немножко, но лучше.

 

[1]https://repost.uz/winners 

Аналитическая группа редакции QVANT

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *