Во всем мире потенциал коррупции часто раскрывается там, где существует конфликт интересов в процессе принятия решений, что приводит к нерациональному распределению государственных средств.

В отчете Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) о взяточничестве говорится, что в 57% случаях взяточничество выявляется при заключении договора о государственных закупках. Когда речь заходит о распределении национального бюджета на закупки,  примерно 20-25% теряется из-за коррупции в глобальном масштабе на правительственном уровне.

Закупка школьного питания — это микрокосм проблем, возникающих при государственных закупках.

Количество случаев взяточничества за рубежом, совершенное за год

 

Общее количество физических и юридических лиц, на которых распространяется санкция

Источник: Анализ ОЭСР случаев взяточничества за рубежом, совершенных между 15/2/1999 и 31/12/2013

При масштабах многих государственных контрактов, которые могут стоить несколько миллионов долларов, системы государственных закупок являются важным компонентом расходов страны. В Колумбии, где Всемирный экономический форум и ключевые партнеры разрабатывают новый инновационный проект по устранению пробелов в прозрачности государственного управления, доля ВВП, приходящаяся на государственные закупки, составляет 12,5%, что составляет 35,7% от общих расходов правительства.

По оценкам, ежегодные издержки коррупции в Колумбии составляют 17 миллиардов долларов, что эквивалентно 5,3% ВВП страны. Из этой суммы 7,2 млрд. долл. США, или 10% годового бюджета правительства будет потеряно из-за коррупции в государственном секторе,  включающего государственные закупки.

Частично благодаря исторически сложным и непрозрачным тендерным процессам, тесному взаимодействию между государственными должностными лицами и бизнесом, а также множеству заинтересованных сторон, государственные тендеры часто являются ведущей причиной коррупции в государственном секторе в развивающейся стране.

Достаточно взглянуть на знаменитый пример бразильской строительной фирмы Odebrecht S.A., которая в период с 2001 по 2016 год осуществляла как нелегальное финансирование кампаний, так и крупный подкуп на сумму около 800 миллионов долларов США, чтобы обеспечить более 100 контрактов в 12 странах, включая Колумбию.

В Колумбии закупки школьного питания являются небольшой, но заметной совокупностью проблем, возникающих при государственных закупках. Сообщается, что государственный сектор исторически платил неоправданно высокие цены за стандартные товары. Например, местная колумбийская газета El Tiempo обнаружила, что куриные грудки продавались в школы по 12 долларов (40 000 колумбийских песо), что примерно в четыре раза дороже, чем в местных супермаркетах.

Еще более тревожными являются сообщения о том, что приобретенные товары не всегда доставляются. Бывшему мэру Картахены было предъявлено обвинение в незаконном заключении сделки на сумму более 23 млн. колумбийских песо (около 7000 долларов США), в рамках которой было куплено 2,6 млн. буханок хлеба, один миллион из которых никогда не доставлялся в школы.

Школьное питание – основная еда для многих детей из бедных семей Колумбии. El Tiempo пишет, что деньги, выделенные на финансирование этих закупок, были прикарманены общественными деятелями и чиновниками, а также небольшой группой подрядчиков по производству продуктов питания.

 

Всемирный экономический форум установил партнерские отношения с Межамериканским банком развития и канцелярией Генерального инспектора Колумбии для  изучения того, как технология распределенного реестра может повысить прозрачность и целостность при закупках школьного питания.

Реализуемый проект включает программную реализацию с технологией блокчейна для выбора поставщиков школьного питания. Он разработан совместно с  экономистами, учеными-компьютерщиками из консалтинговой фирмы Prysm Group по экономике и управлению  блокчейном, Национальным университетом Колумбии, Государственным университетом в Беркли и охранной фирмой Quantstamp.

Технология блокчейна обеспечивает может снизить риск государственных закупок за счет повышения целостности данных и достоверности общедоступной информации. Это будет особенно полезно при выборе подрядчика и мониторинге эффективности.

На этапе выбора подрядчика, который находится в центре первоначального проекта форума, блокчейн может помочь повысить прозрачность, справедливость и конкурентоспособность  торгов. Вынуждая участника тендера публично принять условия договора и критерии отбора до того, как будут выявлены какие-либо предложения, данное решение устраняет риск запроса предложений или критериев отбора после публикации для подбора в пользу конкретных подрядчиков.

Для конкурирующих поставщиков решение, основанное на блокчейне, создает постоянные и защищенные от несанкционированного доступа записи предложений, чтобы исключить способность фирмы изменять поданные заявки после получения новой информации о конкурирующих предложениях. Кроме того, эта прозрачность может привлечь поставщиков к процессу закупок, увеличив  вероятность того, что конкурент может выиграть тендер, используя четко определенные критерии отбора.

Действия и решения во время аукциона и оценки поставщика автоматически регистрируются таким образом, что они являются постоянными и общедоступными, то есть   процесс легко проверяется. Результатом является полностью проверяемая и точная система ведения учета,  не зависящая от другой стороны. Важно отметить, что решение может включать пользовательский интерфейс для общественности, позволяющий отслеживать действия и решения, чтобы отмечать риски в режиме реального времени, позволяя контролирующим органам расследовать потенциальную коррупционную деятельность до завершения аукциона.

С точки зрения мониторинга работы выбранного подрядчика, блокчейн может помочь обеспечить доступность информации о фактических поставках для ключевых заинтересованных сторон, включая родителей, учителей, сотрудников правоохранительных органов, прессу. Участники, например,  учителя, могут использовать систему, чтобы сообщать о доставке еды и ее качестве в режиме реального времени. Улучшение наблюдения в процессе доставки и обеспечение мониторинга и взаимодействия с заинтересованными сторонами улучшит как формальную, так и неформальную ответственность подрядчиков.

 

Важно, чтобы любой процесс, направленный на решение сложных человеческих проблем, таких, как коррупция, сочетался с правовыми и институциональными действиями, направленными на устранение пробелов и необходимых институциональных возможностей. Одна технология не может решить такие укоренившиеся проблемы, как коррупция. Для ее снижения и возможности разработки новых решений также необходима эффективная экономическая и стимулирующая структура.

Согласно отчету Всемирной торговой организации, внедрение более эффективных и прозрачных государственных процессов может оказать большое влияние на экономику страны..

Разработанный новый совместный проект Всемирного экономического форума по совершенствованию закупок еды в государственные школы является интересной инициативой в области электронного правительства. Решение и уроки, извлеченные из проекта, могут быть использованы в других юрисдикциях в Латинской Америке и за ее пределами, поддерживая новые глобальные диалоги по технологическим решениям для прозрачности правительства и целостности процессов во всем мире.

Аналитическая группа редакции Qvant

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *