За последние 20 лет, на которые пришелся бум технологических стартапов, мир увидел сотни инновационных проектов, принесших локальный или глобальный успех своим компаниям. Вместе с тем эксперты и аналитики регулярно выделяют несколько из них как наиболее иллюстративные реализации самых прорывных идей. 

 

В число стартапов, которые были одними из наиболее успешных в истории предпринимательства, относят AirBnB. Это история бизнес-гиганта, где основатели прошли путь от аренды матрасов до компании стоимостью в 10 миллиардов долларов. В 2007 году дизайнеры Брайан Чески и Джо Геббиа не могли позволить себе даже арендную плату за свою квартиру в Сан-Франциско. В то время в Сан-Франциско проходила конференция дизайнеров, и все отели города были полностью забронированы, поэтому они пришли к идее сдать в аренду три надувные кровати на полу в гостиной и приготовить завтрак для гостей. Впоследствии они создали простой блог, на котором встретили трех арендаторов по 80 долларов каждый. После пилотного успеха и соответствия продукта рынку, для разработки веб-сайта они привлекли бывшего соседа по квартире компьютерщика Натана Блечарчика, который тоже вошел в их предприятие. На текущий момент AirBnB – это компания, где работает более 6 000 человек и обладает оборотом в 4,7 млрд долларов США.

Другая технологическая компания, которая началась с простой идеи, – это история двух парней, которые сделали приложение за восемь недель. Кевин Систром, выпускник Стэндфордского университета, который работал над Gmail в Google и корпоративными разработками, провел выходные за созданием приложения, которое позволяло фотографировать и обмениваться заметками с учетом местоположения, назвав его Burbn. Так он познакомился с Майком Кригером, одним из первых пользователей Burbn и соучредителем Instagram. Позже Бербн сократился до фотографий и получил название Instagram. В результате на сегодняшний день Инстаграм – это одна из самых больших в мире социальных сетей с числом пользователей, превышающим 1 000 000 000 человек. В 2012 году Facebook купила Instagram за 1 миллиард долларов США.

Следующим успешным стартапом, который входит в число лучших кейсов, – это технологическая компания LinkedIn. LinkedIn зародился в гостиной соучредителя Рида Хоффмана, и сайт был официально запущен в 2003 году. Одной из причин успеха была та, что Рид ранее входил в совет директоров Google, Ebay и PayPal, поэтому у него был проверенный послужной список перед тем как пройти первый раунд финансирования и в конечном итоге разместить акции своей новой компании в обращение на Нью-Йоркской фондовой бирже. На сегодняшний день в компании работает более 15 000 человек, а число зарегистрированных пользователей превышает 7–6 миллионов человек.

История Uber началась в Париже в 2008 году, когда два друга – Трэвис Каланик и Гаррет Кэмп – посетили LeWeb, ежегодную техническую конференцию, которую Economist описывает как «место, где революционеры собираются, чтобы строить планы на будущее». В 2007 году оба продали стартапы, с которыми они работали. Каланик продал Red Swoosh компании Akamai Technologies за 19 миллионов долларов, а Кэмп продал Stumble Upon eBay за 75 миллионов долларов. Ходят слухи, что концепция Uber родилась однажды зимней ночью во время конференции, когда пара не смогла взять такси. Изначально идея заключалась в предоставлении услуги лимузина с таймшером, который можно было бы заказать через приложение. После конференции предприниматели разошлись, но когда Кэмп вернулся в Сан-Франциско, он продолжил размышлять над этой идеей, что привело его к покупке доменного имени UberCab.com.

 

Вместе с тем существуют и несколько стартапов, которые, несмотря на значительные инвестиции, с треском провалились. К числу лидеров неуспешных проектов относят Essential – альтернативу основным предложениям Apple и Samsung. Essential, была запущена с множеством невиданных идей. Ранее команда Essential из 40 человек объявила об усилиях по созданию нового смартфона. Ставка была сделана на команду бывших разработчиков Android и Apple, а также на опыт, полученный при разработке Android Энди Рубина, который ушел из Google с огромным выходным пособием в 90 миллионов долларов. В проектах Essential говорилось, что их цель – это разработать инновационный телефон без лицевой панели. Он также должен был быть модульным, и для Essential инженеры разрабатывали магнитный разъем,  совместимый с  другими сторонними производителями, с целью создания аппаратных аксессуаров для добавления новых функций в телефон.

Другим примером провалившегося стартапа является ScaleFactor. В заявке Курт Ратманн описал своим крупным инвесторам, что он разработал революционный ИИ, который способен сам вести бухгалтерию для малого бизнеса. В действительности же большую часть работы выполняли люди. Бухгалтерский учет – это бич малого бизнеса, утомительная задача, усугубляемая ее дорогостоящими расходами. У стартапа Курта Ратманна было волшебное решение: инструменты на базе искусственного интеллекта, которые могли заменить бухгалтера и сделать гораздо больше. За небольшую плату ScaleFactor пообещал взять на себя бухгалтерский учет, счета и налоги. Если клиенты сомневались, их успокаивали 100 миллионов долларов, вложенные крупными венчурными компаниями. Более того, потенциальных клиентов завлекал девиз: «Потому что вечера предназначены для семей, а не для финансов». Однако большинство из тех предпринимателей, что решили использовать свой вечер, чтобы отдохнуть с семьей, вскоре пожалели о своем решении нанять ScaleFactor: они не получили то, за что заплатили. По словам бывших сотрудников стартапа, вместо программного обеспечения для подготовки финансовых отчетов, десятки бухгалтеров делали большую часть этого вручную из штаб-квартиры ScaleFactor в Остине или из аутсорсингового офиса на Филиппинах. Некоторые клиенты говорят, что они получили отчеты, заполненные ошибками, и были вынуждены повторно нанять бухгалтеров или самим исправлять все недочеты. 23 июня генеральный директор ScaleFactor обвинил пандемию Covid-19 в том, что ежегодный регулярный доход компании сократился почти вдвое в размере 7 миллионов долларов, поскольку спрос со стороны малого бизнеса упал. Сотрудники будут уволены с трехмесячным выходным пособием, а деньги будут возвращены инвесторам. Конечно, большинство пострадавших клиентов понимали, что первостепенной причиной была неспособность компании выполнять свои обязательства перед клиентами. ScaleFactor в период своего успеха обещал оцифровать финансовые процессы с помощью панели управления, основанной на пяти основных автоматизированных инструментах: бухгалтерский учет, финансовое прогнозирование, оплата счетов, заполнение налогов и начисление заработной платы. Клиентам просто нужно было передать документы, квитанции и данные для входа в свое программное обеспечение для продаж. Но на самом деле инструмент работал с ошибками, и на него нельзя было положиться для точной сортировки транзакций, поэтому ScaleFactor нанял команду бухгалтеров, которые вручную заполняли книги клиента или исправляли ошибки из программного обеспечения. В итоге венчурные инвестиции в этот провалившийся стартап превысили 100 миллионов долларов.

 

Как показывает мировой опыт, ключевая причина провалов стартапов – плохое понимание ситуации или отсутствие рынка, на котором они нацелены реализовывать свой товар или услуги. Среди прочих важных причин – быстрая «утечка» наличных средств, отсутствие навыков или знаний команды, а то и неумение превосходить конкурентов на динамично развивающемся рынке. Вместе с тем к провалу стартапа в большинстве случаях приводит комплекс причин и проблем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *