На первоначальных этапах четвертой промышленной революции потребуются высококвалифицированные специалисты, способные отладить практическое применение прорывных цифровых технологий и запустить их массовое использование в производственно-распределительных процессах.

Современное общество требует от системы образования гибкости и чуткости к происходящим изменениям в мире. А изменения эти связаны с необходимостью появления вузов нового типа, способных адаптироваться к условиям развития четвертой промышленной революции.

В середине 90-х гг. известными учёными Генри Ицковицем и Лойетом Лейдесдорфом была разработана новая модель современного университета инновационного развития, названная «тройной спиралью» (Рис.1). Главная идея которой состояла в более ярко выраженной роли университетов во взаимодействии с частными предприятиями и государством для создания новых институциональных и общественных форм производства, передачи и применения знаний. Университеты в этом троевластии принимают отдельные черты предприятий и государственных структур и становятся базой для инноваций, научно-практических разработок и предпринимательских проектов.

Рис. 1. Модель современного университета инновационного развития

 

Похожую  идею выдвинул американский педагог и исследователь системы высшего образования Бертона Кларка, который, описывает предпосылки для предпринимательской и инновационной трансформации университета:

  1. Усиленное направляющее ядро. Под ядром автор подразумевал сильное руководство, которое будет готово более быстро и гибко реагировать на растущие и меняющиеся запросы современного мира и более организованно перестраивать свои программные задачи.
  2. Расширенная периферия развития. Установление связей с внешними организациями и группами – важнейший аспект трансформации университета. Университетам следует создать профессионализированные подразделения по внешним связям, которые занимаются передачей знаний, взаимодействием с промышленностью, развитием интеллектуальной собственности, непрерывным образованием, поиском финансирования и даже поддержанием отношений с выпускниками.
  3. Диверсифицированная база финансирования. Б. Кларк выделял приток средств, начиная от коммерческих компаний, местных органов власти и благотворительных фондов до лицензионных отчислений за интеллектуальную собственность, доходов от услуг, оказываемых на территории университета, платы студентов за обучение и пожертвований выпускников, как подлинную финансовую диверсификацию.
  4. Стимулируемый академический оплот. Для того чтобы традиционные университетские превратились в предпринимательские, отделения и факультеты должны налаживать отношения с внешней средой и запускать новые программы, а также изыскивать третьи источники доходов.
  5. Интегрированная предпринимательская культура. Институциональная идея, ориентированная на изменения, позднее вырастает в совокупность устойчивых представлений, которая, после распространения внутри оплота становится общеуниверситетской культурой.

Профессор Делфтского технического университета, Йохан Виссема вводит понятие «Университет 3.0», основная идея, которая состоит в том, что «модель университета третьего поколения должна давать каждому университету свободу выбрать свой собственный путь».

Автор раскрывает семь фундаментальных характеристик университета третьего поколения (Рис.2):

Рис. 2. Семь фундаментальных характеристик университета третьего поколения

Однако автор выделяет важность государственного финансирования для проведения фундаментальных исследований на высоком уровне и обращает внимание на то что университет нового поколения не является коммерческим предприятием, в котором все направлено на максимизацию прибыли.

Через несколько лет после публикации своей книги, автор добавил ряд новых тенденций, которые университетам стоило бы учесть при разработке стратегических планов своего развития:

  1. Развития онлайн-образования
  2. Развитие систем знаний на основе Искусственного Интеллекта (ИИ)
  3. Расширения спектра видов деятельности.

 

Однако многие предприниматели придерживаются мнение о том, в будущем ценность высшего образования снизится и на передний план выйдут короткие обучающие программы профессиональной подготовки для быстрого усвоения новых навыков. По мнению глава IBM Джинни Рометти на заседании Всемирного экономического форума в Швейцарии, подобная ситуация приведет к появлению особой группы специалистов, которой не существовало прежде, – «новых воротничков». К этой категории, по ее мнению, относятся в основном работники с развитыми техническими навыками, представляющие ценность для цифровой экономики, например, специалисты по облачным вычислениям. Для подобных специалистов IBM создала инновационные обучающие программы и стажировки, такие как фирменные профтехучилища P-TECH. В них учеба длится шесть лет, однако за это время студенты не только осваивают специальность, но еще и параллельно стажируются на партнерских предприятиях.

Автор концепции Knowmad Society, Джон Моравек утверждает, что ускорение технологических изменений приведет человечество к формированию «Общества 3.0» состоящее из «безудержных генераторов идей» (knowmads). «Knowmads – это креативные, инициативные люди с хорошим воображением, которые могут работать всегда, везде и со всеми».

Knowmads обладают следующими характеристиками:

  1. Не имеют возрастных ограничений;
  2. Формируют собственные знания на основе собранной информации и негласного опыта, а также используют свои личные знания для выработки новых идей;
  3. Способны применять свои идеи и опыт в различных социальных и организационных условиях;
  4. Имеют высокую мотивацию к сотрудничеству и являются и созданию социальных связей;
  5. Используют новые технологии для решения проблем и преодоление географических ограничений;
  6. Открыты для обмена знаниями и опытом;
  7. Могут разучиваться так же быстро, как и учиться, перенимая новые идеи и практики по мере необходимости;
  8. Могут продвигаются и развиваться в неиерархических структурах и организациях;
  9. Быстро учатся через практику;
  10. Не боятся неудачи.

«Новая реальность требует адаптируемого, персонализированного варианта образования, который просто не может быть обеспечен текущей моделью вещательного образования». Автор утверждает необходимо сформировать такую образовательную среду, где не нужно возвращаться в школу, садиться за парту или делать паузу в карьере для того чтобы учиться. Образование нового типа можно получить, даже общаясь за чашкой кофе.

Сегодня в Узбекистане большое внимание уделяется развитию инноваций, технологий и цифровой экономики. Например, в ходе послания парламенту 24 января 2019 года президент Шавкат Мирзиёев обьявил 2020 год Годом развития науки, просвещения и цифровой экономики. «Мы должны создать условия для талантливых ребят, интересующихся IT, потому что, если мы этого не сделаем, они уедут в другие страны. Запустили программу по подготовке 1 млн программистов. Это принесет большие результаты в следующие годы», — сказал президент.

Национальное агентство проектного управления при Президенте Республики Узбекистан опубликовало для обсуждения проект Концепции национальной стратегии «Цифровой Узбекистан 2030», в которой описываются приоритетные задачи для развития человеческого капитала (рис. 3).

 

Основным сдерживающим фактором в системе высшего образования Узбекистана является централизованный характер, когда контроль осуществляется ответственными министерствами, что ограничивает проникновение современных методов и технологий в образование. Увеличение количества международных и частных университетов таких как Университет Инха, Университет Amity, предпринимательский Университет ТЕАМ и др., будет способствовать увеличению высококвалифицированных специалистов, которые способны решать глобальные задачи и ориентироваться в процессах цифровизации экономики страны.

 

Не остается без внимания послевузовское образование. При Республиканской высшей школе бизнеса и управления имени Абу Райхана Беруни при Национальном агентстве проектного управления при Президенте Республики Узбекистан впервые был открыт институт подготовки научных и научно-педагогических кадров – докторов философии и докторов наук по специальности «Цифровая экономика и международная цифровая интеграция», исследования которых включают практически все направления, области и сферы науки и практики, связанные с цифровой экономикой. В состав Научного совета вошли учёные ведущих университетов и научных центров США, КНР, Российской Федерации и Узбекистана, таких как Стэндфордский университет, Массачусетский институт технологий, Хуачжунский университет науки и технологии, Институт прикладных информационных технологий.

Однако система высшего образования все еще не готова к изменениям которая несет для нас четвертая промышленная революция. Таким образом, можно выделить три приоритетных направления для развития человеческого капитала в рамках нового цифрового пространства:

  1. Развитие государственно-частного партнерства в сфере образования;
  2. Создание инновационно-предпринимательских университетов;
  3. Переход с традиционного подхода обучения к адаптируемому и персонализированному образованию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *